Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
АМУДАРЬИНСКИЙ
КЛАД
Более
ста лет тому назад на антикварном рынке в индийском юроде Равалпинди
(современный Пакистан) появились совершенно необычные для этих мест предметы
— золотые и серебряные монеты V—III веков до нашей эры. Чеканены они были в
разных « гранах — Греции и Малой Азии, в ахеменидском Иране и государстве Селевкидов.
На некоторых из них были надписи, ранее на монетах не встречавшиеся.
Торговцы
древностями сообщили, что все монеты были найдены вместе — далеко на севере,
в развалинах одного древнего города, которые подмыла Амударья. В следующие
несколько лет оттуда же было привезено еще несколько сотен монет, а также
художественные изделия из золота и серебра — статуэтки, браслеты, гривны И
т.д. (всего около 200 предметов).
Как
пишет Е.В. Зеймаль, все эти находки получили название «Амударьинский клад»,
или «Сокровище из Окса». Позднее ученые установили, что клад, по всей
вероятности, был найден в IK77 году на правом берегу Амударьи — между устьями
рек Кафирниган и Вахш. Однако, несмотря на то, что сейчас все предметы из «Амударьинского
клада» хорошо изучены, точное место и обстоятельства его обнаружения
неопределенны и противореча вы. Ф. Бартон, английский капитан пограничной
службы в долине Тезина, рисует следующую картину приключений этих сокровищ.
По
версии Ф. Бартона, три бухарских купца — Вази ад-Дин, Гулям Мухаммад и Шукер
Али — на пути из Кабула в Пешавар были ограблены кочевыми племенами, и только
благодаря смелому вмешательству самого Ф. Бартона получили назад украденное —
зашитые в кожаные мешочки золотые и серебряные вещи.
Капитан
с двумя ординарцами внезапно появился среди ночи в пещере, где грабители
ссорились между собой из-за награбленного. Четверо из них к тому времени
лежали уже раненные, остальных Ф. Бартон обратил в бегство. Опасаясь засады,
капитан не стал сразу же возвращаться с брошенными грабителями сокровищами, a
до утра со своими ординарцами просидел в укрытии. Наутро грабители сами
явились к Ф. Бартону в лагерь, так как были напуганы его угрозой направить
против них войска.
В
английском лагере один из купцов рассказал: «Мулы у нас не] были взяты, но
грабители срезали вьючные сумки и унесли их с собой. В них содержались
золотые и серебряные украшения, несколько сосудов из золота, золотой идол, а
также большое украшение, напоминающее браслет. Большинство вещей было найдено
в' Кандиане, который впадает в Оке; но в определенное время года, когда река
пересыхает, люди копают и находят среди древних развалин города Кандиана
ценные золотые вещи. Мои компаньоны и я купили эти вещи, опасаясь везти с
собой деньги». Благодарные купцы упросили Ф. Бартона приобрести у них золотой
браслет.
В
«Амударьинском кладе» насчитывалось около 180 различных предметов, и самую
большую группу составляют предметы личного | обихода знатных особ: золотые
обкладки ножен, серебряный декоративный умбон щита, золотые украшения на
одежду и амуницию, золотые браслеты и гривны... В Иране во времена правления
династии Ахеменидов, например, такие браслеты и гривны были неотъемлемой
частью торжественного облачения царя, царских телохранителей, высших
сановников и вообще знатных лиц.
Найденные
золотые и серебряные статуэтки — миниатюрные модели колесницы и золотая
статуэтка всадника, — по предположениям ученых, вероятно, имели культовое
назначение. А вот назначение других предметов (золотые статуэтки животных или
полые изображения человеческих голов) пока остается неизвестным.
И процессе
длительного изучения амударьинских сокровищ ученых, однако, занимал и другой
вопрос: чем этот клад был для его владельца? Ведь среди найденных предметов
не было никаких письменных источников (кроме монет с надписями), поэтому
ученые не имели ни одного документального свидетельства.
Предположения
о принадлежности сокровищ амударьинского клада возникали самые разнообразные.
Например, что сокровище Окса является остатками погребения. Но, во-первых, в
нем оказалось довольно большое количество монет; а во-вторых, отсутствовали
многие характерные для погребения предметы, изготавливавшиеся из
недрагоценных металлов.
Многие
вещи из клада были изготовлены мастерами, жившими не только в разные эпохи
(от VII века до нашей эры и почти до II века нашей эры), но и в разных
«мирах». В амударьинских сокровищах отражены эстетические представления и
эллинов, и древневосточные художественные традиции, а также образы и сюжеты евразийских
степей. Но прежде всего «Амударьинский клад» — это сокровище, так как вещи в
него отбирались по признаку ценности. Многие из них сделаны из золота и
серебра и являются настоящим богатством.
Генерал-майор
А. Каннингэм, руководитель археологической службы в Индии, считал, что
найденные вещи принадлежали родовитой бактрийской семье. Один из
представителей ее в тревожное время войны между Антиохом III и Эвтидемом I
был вынужден покинуть дом, захватив с собой все самое ценное. Опасность
заставила его спрятать драгоценные вещи и монеты, а вернуться за ними ему уже
не пришлось.
Исследователь
P.M. Гиршман считал, что где-то на левобережье Амударьи находился храм
иранской богини Ардвисуры Анахиды. Поэтому он рассматривал амударьинские
сокровища как риту-;и1ьные приношения верующих за два или даже за три
столетия. Когда в 329 году до нашей эры к храму подошла армия Александра
Македонского, сокровищницу из храма вывезли и зарыли.
Е.Е.
Кузьмина в своем предположении как бы соединяет две предшествующие гипотезы.
По ее мнению, «Амударьинский клад» — это сокровище бактрийских царей, которые
наряду со светскими обязанностями исполняли и обязанности верховных жрецов.
Большинство
предметов из «Амударьинского клада» попало в Британский национальный музей.
Вместе с ними в музей поступило и 1500 монет, однако некоторые ученые
(например, М.И. Артамонов) считают, что они к «сокровищам Окса» не имеют
никакого отношения. Видимо, исследования будут продолжаться еще долгое время,
а мы бы хотели рассказать об одном предмете — серебряной статуэтке, изображающей
стоящего мужчину.
Статуэтка
эта литая и гравированная, местами позолоченная. Стоящий мужчина держит в
левой руке пучок прутьев (или цветов?), а его правая рука опущена вдоль тела.
У мужчины узкая борода, тяжелые брови, прямой нос, большие глаза с искусно
выполненными веками, хотя зрачки не обозначены.
На
голову мужчины надета низкая цилиндрическая тиара, повязанная лентой,
стянутой на затылке в узел. Свободные концы ленты свисают вниз. Плоскую
вершину головного убора обрамляет позолоченный обруч с выгравированными
ступенчатыми зубцами.
Волосы
мужчины собраны в валик, локоны на затылке выполнены кружками с точкой в
центре.
О.
Дальтон, самый первый исследователь «Амударьинского клада», опираясь на
особенности верхнего облачения персидского покроя (длинное, в складках, с
очень широкими и свободными рукавами), относил статуэтку мужчины к началу V
века до нашей эры. Одеяние, характерное для высшей персидской знати, и
помогло О. Дальтону датировать эту вещь. А нанесенные гравировкой на верхнем
обруче тиары ступенчатые зубцы позволили ему определить статуэтку как
изображение ахеменидского царя.
|