Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Панафинейская
амфора
Художественная
культура античного мира, охватывающая по-1и 15 веков существования государств
Древней Греции и Древнего ша, оказала огромное влияние на всю последующую
историю человеческой цивилизации. Именно античный мир создал замечательные
памятники архитектуры, скульптуры и живописи, и особое место среди них занимает
древнегреческая вазопись. Шедевром керамического искусства по праву считаются
античные вазы VI-V веков до нашей эры.
Незадолго
до начала Первой мировой войны известный русский археолог Н.И. Веселовский
раскопал несколько курганов в местностях кубанской станицы Елизаветинской.
Эти огромные земляные насыпи воздвигли над могилами своих вождей древние,
населявшие Прикубанье во второй половине I тысячелетия нашей эры.
Ещё в
глубокой древности грабители почти полностью опустошили каменный склеп,
находившийся под земляной насыпью, в котором находился погребенный вождь. Не пощадили они и самого
покойного, на котором было надето много золотых украшений и драгоценностей.
Кости человеческие потом были обнаружены, вперемешку с костями захороненных в кургане.
И все же в кургане оставались кое-какие предметы — железные наконечники стрел
и копий, железные мечи, бронзовые украшения конской уздечки, железный
чешуйчатый панцирь и несколько глиняных амфор — больших остродонных сосудов
для хранения масла.
Одна из
амфор, покрытая многофигурной росписью, привлекла более пристальное внимание
ученого, так как при раскопках редко удавалось найти что-либо подобное. Амфора
представляла собой глиняный сосуд с высоким, расширяющимся к венчику горлом и
двумя вертикально поставленными ручками. Стройное, округлое тулово амфоры,
плавно сужаясь, переходит в короткую ножку на круглом поддоне.
В
Афинах существовал целый гончарный квартал Керамик, из его мастерских
выходили самые разнообразные сосуды: большие двуручные амфоры, в которые
наливали вино, мед или оливковое масло; вместительные кратеры, в которых вино
(по греческому обычаю) разбавлялось родниковой водой; изящные пиршественные «килики»...
Все это делали на ручном гончарном круге из лучшей аттической глины, которую
добывали в окрестностях Афин. Ее старательно очищали от примесей и слегка
подкрашивали охрой, отчего после обжига глина получалась оранжево-красного
цвета. Готовые вазы долго сушили на солнце, затем расписывали густой
глазурью, условно названной черным лаком.
Побывав
в обжигательной печи, лак приобретал сочный металлический или неповторимый
зеркальный блеск с оливковым отливом. Живописцы чернофигурного стиля
полностью заливали лаком фигуры людей и животных, отдельные детали передавали
процарапанными резцом линиями, а также белой и пурпурной краской. Секрет
этого необыкновенного искусства не разгадан до сих пор, потому качества
красок и вызывают такое восхищение.
Изделия
аттических гончаров завоевали широкую известность в древнем мире, их
высоко ценили этрусские аристократы и скифские цари. Не случайно большое количество
великолепных афинских ваз найдено в богатых некрополях Этрурии и в курганах
Южной Украины.
Амфора,
найденная в Елизаветинском кургане, покрыта росписью в виде плоских четких
силуэтов. Эта роспись украшает тулово амфоры с двух сторон: на лицевой
стороне изображена любимая дочь Зевса — богиня мудрости и знания,
покровительница Аттики, непобедимая воительница Афина.
По
преданию богиня Афина получила власть над Аттикой за то, ми» подарила стране
«плодоносную оливу» — дерево, которое, по предсказанию богов-олимпийцев,
должно было дать «богатство всей стране и побуждать жителей к труду
земледельцев и возделыванию почвы». Поэтому Афина почиталась сначала как
земледельческое божество, и посвященный ей праздник носил земледельческий
характер. С появлением у афинян государственности богиня Афина | и на символом
благополучия и единства государства, а Панафи — своего рода демонстрацией
мощи, силы и сплоченности Афинского народа.
С
особой пышностью и торжественностью проводились один раз в 4 года, в конце
июля или начале августа. Праздник продолжался шесть дней, и все это время в
Афинах царили бурное оживление и радость. Множество развлечений афинских граждан и гостей,
основное место среди них торжественные религиозные обряды и жертвоприношения,
а также спортивные игры, которым посвящались первые дни праздника.
Греки
очень любили спортивные состязания. Древнегреческий оратор Лукиан так
описывает отношение эллинов к играм: «Множество народу собирается на игры для
того, чтобы смотреть на состязания... Все хвалят состязающихся, а победителя
считают равным богу».
Участники
соревнований делились на три возрастные категории: мальчиков, безбородых
(юношей) и мужей (взрослых граждан). Спортсмены выступали обнаженными, чтобы
нагляднее продемонстрировать свою физическую красоту, силу и ловкость. Эти
качества больше всего ценились афинскими гражданами, так как считались дарами
богов.
Среди
многочисленных видов состязаний (бег, прыжки в длину, метание диска, копья и
т.д.) древнейшими и наиболее популярными были борьба и кулачный бой, очень
распространен был панкратий — соединение кулачного боя и борьбы. Время
выступления бойцов в этих видах спорта не ограничивалось, борьба велась до
поражения одного из противников, после чего победителю предстояло сразиться с
эфедром.
Победитель,
кроме всеобщего признания, получал еще и ценную награду — священное оливковое
масло, разлитое в прекрасные амфоры, которые в честь праздника и получили
название панафинейских.
На
обратной стороне описываемой амфоры как раз и изображен кулачный бой, а в
центре композиции помещены бойцы. На них нет никакой одежды, только кисти рук
обвиты кожаными ремнями, предохранявшими их от повреждений и
способствовавшими усилению удара. Художник, расписывающий вазу, изобразил
заключительный момент боя, когда один из борцов терпит поражение. Победитель
с поднятой вверх правой рукой наклонился над опрокинутым на землю
противником; а тот, опираясь на одну руку и подняв другую, просит о пощаде.
Слева
возле столба стоит атлет, наблюдающий за боем. Это и есть эфедр — очередной
боец, который по греческим правилам кулачного боя должен сразиться с
победителем. Победа во втором туре была решающей для окончательного
определения победителя в этом виде спорта.
У всех
изображенных на амфоре бойцов маленькие головы с короткими волосами,
начесанными на уши. Правильные, классические черты лица не передают
индивидуального портретного сходства, обнаженные стройные юноши — это
изображение идеального человека.
Справа
от центральной сцены в величественной позе с жезлом в правой руке стоит
судья, внимательно следящий за ходом боя. На нем надет длинный плащ,
перекинутый через левое плечо, на голове — пурпурный венок. Помимо
художественной рукописи, на амфоре вдоль одной из колонн с петухами черным
лаком сделана надпись по-гречески, свидетельствующая, что ваза являлась «наградой
из Афин».
Панафинейские
амфоры пользовались большой популярностью и Древней Греции, о чем
свидетельствуют своеобразные «подделки», которые впоследствии часто находили
при археологических раскопках. Точно повторяя форму сосуда и его роспись, они
не имели государственного клейма, а только подтверждали принадлежность амфор панафинейскому
празднику. Возможно, амфору из Елизаветинского кургана получил в качестве
приза какой-нибудь грек, который впоследствии мог переселиться в Северное
Причерноморье и захватить с собой драгоценный трофей.
|