Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Свитки
Мертвого Моря
Хранилище
древних рукописей в пустынных пещерах Вади-Кумран (в Иордании) было
обнаружено совершенно случайно. И не учеными-археологами, и не
исследователями-историками, а молодым пастухом-бедуином по имени Мохаммед ад-Диб.
В тот весенний
день 1947 года у него пропала коза, и после долгих и тщетных поисков Мохаммед
остановился отдохнуть в тени горы.
Юноша уж
было и глаза закрыл, как вдруг заметил отверстие в скале. Он подумал, что
пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, а что расщелина вела в
пещеру, Мохаммед ничуть не сомневался. Он бросил в отверстие камень, и боясь
вспугнуть козу, если она там была, но вместо ее блеяния и вдруг услышал треск
битых черепков.
Через
некоторое время молодой пастух бросил второй камень и услышал все тот же звук
разбиваемой глиняной
посуды.
Преодолевая
страх, Мохаммед забрался в пещеру и обнаружил там два медных цилиндрических
сосуда, в которых находились древние пней. Они были написаны на коже,
свернутой в свитки, некоторые из них были еще завернуты в ткань. Всего было
семь свитков и несколько фрагментов, но ткань не помогла древним манускриптам,
и некоторые из них оказались очень ветхими.
Сначала
Мохаммед хотел нарезать из свитков ремни для сандалий, но кожа была очень
хрупкой, и долгое время свитки пролежали в бедуинском шатре. Но в одну из
поездок бедуины взяли их с собой в Вифлеем, чтобы показать там
торговцам-антикварам. Историк И.Д. Амусин в своей книге сообщает, что они
продали их за бесценок, а СИ. Ковалев и М.М. Кубланов полагают, что антиквары
вообще сочли свитки не заслуживающими никакого внимания. В Иерусалиме в
поисках покупателя бедуины забрели в монастырь Святого Марка, но надменный
привратник не пустил за ворота уставших путников, и они отправились со своим
бесценным грузом дальше...
В конце
концов два бедуина добрались до сирийского епископа Мара Афанасия и продали
ему часть своей находки — четыре свитка. Однако епископ сам не мог ни
прочитать свитки, ни вообще определить, представляют ли они какую-нибудь
ценность. Он начал осторожно, исподволь показывать манускрипты специалистам,
но консультанты из Службы древностей Иордании и из Библейской археологической
школы в Иерусалиме заявили, что приобретения Мара Афанасия не представляют
никакой ценности. Подлинную историю свитков удалось выяснить молодому американскому
ученому Дж. Треверу, он же правильно оценил и их значение.
Впоследствии
в районе Кумрана было обследовано более двухсот! пещер, и в одиннадцати из
них ученые обнаружили еще много свитков. Всего в кумранских пещерах было
найдено около 40 000 различной величины фрагментов на коже и на папирусе,
написанных на древнееврейском и арамейском языках. Некоторые из свитков были!
на 1000 лет старше самой древней рукописи Библии, сохранившейся к настоящему
времени. Кроме того, выдающиеся семитологи (ЕЛ, Сукеник и др.) установили,
что среди древних манускриптов были и совершенно не известные науке.
Некоторые
ученые считают, что это правило применялось только к кандидатам в члены
общины или новичкам, так как их имущество еще не принадлежало общине.
Каждый
желающий вступить в общину заявлял об этом главе «великих», и тот проверял
его нравственность и поведение, а также рассказывал о порядках и законах
общины. В течение первого года новичок, соблюдая все правила, не мог еще
принимать участия в ритуальных омовениях. Только со второго года он начинал
участвовать в них, а его имущество передавалось главе «великих». Тот
регистрировал его, но пока еще не присоединял к общинной собственности.
Новообращенного не допускали и к общим трапезам, так как он все еще не был
полноправным членом общины. Только на третий год, если новичок благополучно
выдерживал испытание, он становился полноправным членом общины, должен был
участвовать в общинных работах и обрядах, в очищении водой, молитвах и
покаянии в грехах.
Некоторые
предписания «Устава» касались хороших манер и умения вести себя. Например, в
присутствии «великих» запрещалось плевать, и виновник должен был раскаиваться
в течение месяца. Скромное и благопристойное поведение требовалось не только)
на собраниях, но и в любом другом месте. Бросающаяся в глаза жестикуляция,
несдержанный смех, непристойные разговоры приводили к раскаяниям. Согласно
«Уставу», грехи могли быть искуплены хорошим поведением, а не обязательно
жертвоприношением.
Однако,
как считают некоторые исследователи, кумранская община в некотором отношении
была жреческой корпорацией. Не смотря на общинную собственность и общие
трапезы, полного paвенства среди членов общины не было. Только «жрецы» и
«великие» обладали всеми правами, а кандидаты и новички находились у них в
подчинении.
Кумранская
община была очень близка секте ессеев, о которой сообщали и древние авторы.
Плиний Старший, например, писал, что ессеи — «племя уединенное и наиболее
удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую
любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их
увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны
влекут к обычаям ессеев».
Ученые
ссылаются и на Иосифа Флавия, в сочинениях которого тоже есть сведения о ессеях.
Он даже называет точную цифру: в середине I века в Палестине было 4000
ессеев.
Иосиф
Флавий дважды подчеркивает, что ессеи, не порвав окончательно с иудейским
вероисповеданием, не совершают жертвоприношений и не участвуют в них, нарушая тем самым один из догматов
иудаизма: «в храм они доставляли пожертвования, но сами не занимались
жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными.
Поэтому им запрещен доступ в храм, и они совершают свое богослужение
отдельно».
Однако
в кумранских текстах есть ряд моментов, которые не совпадают с сообщениями И.
Флавия и других историков о товариществе ессеев (например, в них ничего не
говорится о делении общины на «Аарон» и «Израиль», о «великих» и их собратьях,
о «Новом союзе» и «Праведном учителе», а также о преследованиях, которым он
подвергся со стороны «нечестивого жреца»).
Израильский
историк Клаузнер, однако, считает, что кумранскую общину нельзя отождествлять
с есееями. По его мнению, авторами рукописей были сикарии, принадлежавшие
сообществу Симона — сына Гиоры, Менахема — сына Иуды и др. Именно они
представляли ту секту, о которой шла речь в «Уставе общины» и других
манускриптах.
Большой
интерес представляет вопрос о связях идеологии кумранской общины с ранним христианством. «Праведный учитель», образ
и судьба которого, как они представлены в свитках, побудили многих ученых
отождествить его с Иисусом Христом.
Тексты
найденных свитков вызывали и споры. Многие западные ученые утверждали, что кумраниты
были эбионитами (иудо-христианами). Так, например, Дж.Л. Тайхер отождествлял
«Праведного учителя» с Иисусом Христом, а «проповедника лжи» с апостолом
Павлом, которого эбиониты называли ложным апостолом.
Английский
ученый Вильсон пытался выяснить, в какой мере Иисус Христос находился под влиянием учения и обрядов общины кумранитов. Может
быть, Он действительно был ее членом в ранние годы своей жизни или сообщался
с ней через Иоанна Крестителя, который знал о существовании кумранской
общины: Предтеча жил в Иудейской пустыне еще до того, как начал крестить
народ. В этой же пустыне жили кумраниты, здесь же впоследствии были найдены и
свитки.
Наиболее
насыщен намеками на исторические события свиток «Комментарий к Аврааму».
Центральная фигура в нем — «Праведный учитель» (о котором говорилось уже
выше), руководитель, а возможно, и основатель «Нового союза». Он наделен
даром предсказывать будущее и объяснять то, что неведомо было и самим
пророкам.
«Праведный
учитель» и вся община в целом подвергаются преследованиям со стороны
«нечестивого жреца». Жрец занимает свою должность по закону, но вскоре
становится гордым безбожником, не выполняет предписаний закона, во имя личной
наживы накапливает богатства грабежами и насилием. «Нечестивый жрец»
совершает различные мерзости и даже оскверняет Иерусалимский храм.
«Комментарий
к Аврааму» не ограничивается лишь свидетельствами о внутренних делах общины.
В нем говорится и об иноземных завоевателях, которые обозначаются словом «киттим».
Они
приходят издалека, с «островов моря», и покоряют страну при помощи коней и
«крупного скота». «Киттим» наводят страх и ужас на все народы, стараются
навредить им: один правитель «киттим» сменяется другим, но все они приходят
только для грабежа и опустошения.
«Киттим»
весьма опытны в военном деле, отличаются смелостью и быстротой передвижения.
Им не страшны чужеземные укрепления, они насмехаются над ними, завоевывая их
с помощью своего многочисленного войска, а потом разрушают.
Многое
из рассказываемого в «Комментарии к Аврааму» относится к любому войску, и это
обстоятельство привело к тому, что разные ученые отождествляли «киттим» то с
одним, то с другим народом.
«Киттим»
упоминаются и в свитке «Трактат о войне», в котором рассказывается о войне
племен (колен) Левия, Иуды и Вениамина против «войска Велиала». Армия
последнего состояла из эдомитян, моавитян, аммонитян, филистимлян и «киттим».
Коленам Левия, Иуды и Вениамина покровительствуют «сыны света и справедливости»,
а остальных поддерживают силы злые и темные.
Кроме
событий войны в «Трактате» содержатся сведения о возрасте лиц, допускавшихся
в лагерь «сынов света»: для пехотинцев возраст составлял 20-25 лет, а для
кавалеристов — 30-50 лет. В нем подробно говорится о построении армии, видах
оружия, музыкальных трубах, военных знаках, башнях, способах ведения боя и
т.д. Участвовать в войне на стороне «сынов света» не разрешалось больным,
слепым, увечным — всем, кто имел телесные недостатки, а также страдал от
физической нечистоты.
В
третьей пещере Кумрана был найден так называемый «Медный свиток», сделанный
из тонкой меди. Он был настолько сильно поврежден, что ученые решились к нему
подступиться только через несколько лет.
«Медный
свиток» доставили в Технологический институт Манчестера, где его разрезали на
23 узкие поперечные полосы, которые снимались со свитка наподобие того, как
очищают луковицу. А потом фотографирование, произведенное с помощью
инфракрасных лучей, позволило прочесть многие стершиеся строки.
Д.
Аллегро полагал, что указанные в свитке клады зарыли зелоты во время первого
восстания против римлян в 68 году. Другие ученые считают, что ценности были
укрыты Бар-Коброй позже, в 133 году — во время второго восстания; третьи
утверждают, что сокровища — это казна ессеев, которые копили свои богатства
многие века.
Кроме
вышеперечисленных, в число свитков Мертвого моря входят также «Апокрифические
книги Бытия», две версии книги Исайи, «Дамасский трактат», арамейский текст
(или перевод) книги Иова, книга Гимнов, книга Иезекииля и другие. Все они
хранятся сейчас в Иерусалимском музее, во Дворце книги.
|