100 великих городов
Надежда Алексеевна Ионина
Чикаго
На
земном шаре нет другого места, где бы крупная водная система, связанная с
океаном, так глубоко вклинивалась в глубь континента, как Великие озера в
Северной Америке. В самой южной точке этой системы, на юго-западном побережье
озера Мичиган, и возник Чикаго — сначала как крупный железнодорожный узел
США, а теперь неофициальная столица страны.
Как
почти у каждого города мира, у Чикаго есть своя легенда о происхождении
названия.
Когда
первые европейские колонисты достигли юго-западного берега озера Мичиган, там
располагался небольшой индейский поселок. В тот момент там готовилось очень
острое кушанье, распространявшее сильный запах, так как основу его составлял
жареный лук. Колонисты спросили, как называется их поселок, а индейцы решили,
что их спрашивают о названии кушанья, и ответили «Чикаго».
Деловой
центр этого города-гиганта находится в его восточной части и называется
«Луп». Этим названием она обязана петле наземного метрополитена, которая,
отделяя центр от других районов города, упирается двумя концами в озеро. В
прошлом к северу от Лупа и возникли знаменитые чикагские бойни и
мясокомбинаты, которые сейчас закрыты: последний баран с большими церемониями
был зарезан в 1971 году. Бараки снесли, и осталась лишь пропитанная кровью и
нечистотами земля. Запах не успел выветриться до сих пор, потому-то в этот
район крупные фирмы не особенно рвутся. Некоторые компании, перед тем как
строить здесь склады, заливали вонючую почву толстым слоем асфальта и бетона.
Сами
предприятия сейчас переместились на запад — к железнодорожным и автомобильным
дорогам, по которым подвозится скот. Перевозят его в специальных вагонах и с
очень большой скоростью, чтобы скот не потерял в весе и его не нужно было
кормить в дороге. Сегодня над частью пустыря возвышается лишь арка с
цементной головой быка наверху — бывшие ворота боен, которые по решению
городских властей оставили как памятник.
Однако
отрасли тяжелой промышленности давно оттеснили в Чикаго мясную промышленность
на второе место. В южной части Чикаго вырос промышленный район — самый
крупный в США центр черной металлургии, в этой же части города сосредоточено
большинство предприятий машиностроительной и химической индустрии. В Чикаго
сохранился и самый первый в стране тракторный завод «Мак Кормик», который
теперь оказался в окружении жилых кварталов.
Луп
часто называют чикагским Уолл-Стритом, именно здесь сосредоточены крупнейшие
банки, правления трестов и корпораций. Те, кто владеет Лупом, живут к северу
от него, за рекой Чикаго — на Золотом берегу озера Мичиган. Здесь расположен
один из самых богатых в США жилых городских районов.
Насыпное
побережье озера занято прекрасным парком, за которым параллельно озеру
тянется Мичиган-авеню — широкий проспект, параллельно которому идут
многочисленные улицы, с востока на запад пересекаемые перпендикулярными им
улицами. Таким образом, основная планировка Чикаго прямоугольная, но
извилистые береговые линии озера и реки Чикаго местами нарушают эту
планировку и придают отдельным улицам косое направление.
От Лупа
и примыкающих к нему районов исторически шло и расселение в Чикаго жителей,
так как центр в XIX веке был местом первоначального размещения всех
прибывающих в город. Со временем члены каждой этнической группы расселялись
по другим районам, например, с самого основания Чикаго его черное население
проживало в Саутсайде. Ярко выраженное расселение жителей по национальным
признакам было характерно для Чикаго еще до сравнительно недавнего времени,
только за несколько последних десятилетий произошло значительное смешение
национальных групп.
С
Чикаго связано столько славных страниц истории американского рабочего
движения, что вряд ли какой другой город США в этом отношении может
сравниться с ним. В Иллинойсе рабства никогда не было, но Чикаго был конечным
северным пунктом знаменитой «подземной железной дороги», по которой
аболиционисты переправляли в Канаду рабов, бежавших из южных штатов США
Большинство белых жителей поддерживали аболиционистов, за что Чикаго прозвали
«негролюбивым городом». Не случайно именно здесь в 1860 году Авраам Линкбльн был
выдвинут кандидатом в президенты. Через 10 лет чернокожие жители Чикаго
получили гражданские права, здесь же был назначен первый полицейский
офицер-негр и т.д. В Чикаго в 1870 году была создана американская секция I
Интернационала, здесь произошли трагические события, после которых стал
праздноваться Первомай.
Во
второй половине XIX века федеральное рабочее законодательство в США
отсутствовало. В основных промышленных штатах страны было запрещено создавать
рабочие организации, и деятельность в этом направлении преследовалась очень
жестоко — вплоть до тюремного заключения. В 1870-е годы были введены судебные
предписания, запрещавшие стачки, пикетирование, собрания, митинги —
фактически все формы рабочего протеста. По требованию судов составлялись
«черные списки», в которые вносились не только имена провинившихся рабочих и
участников забастовок, но и рядовых членов профсоюзов, после чего им уже было
трудно получить работу.
Всеобщей
забастовке 1886 года предшествовал рост стачечного движения, а решительные
выступления с требованиями о повсеместном сокращении рабочего дня должны были
начаться 1 мая. К этому дню готовился пролетариат всей страны, но наибольший
размах подготовка к столь знаменательному событию приняла в Чикаго.
Руководители рабочего движения в Чикаго привлекали широкие массы трудящихся,
они провели десятки митингов в штатах Среднего Запада.
В самом
Чикаго забастовки начались еще до 1 мая, одна из них, на заводе «Мак Кормик»,
продолжалась несколько недель. В конце апреля в борьбу вступили грузчики
чикагского узла главных железных дорог Запада, которые требовали 8-часового
рабочего дня с сохранением заработной платы. Их поддержали рабочие других
предприятий, но предприниматели отказались выполнить требования трудящихся.
Первого мая в Чикаго бастовало уже 40 000 рабочих, и еще такое же число
человек готово было к ним присоединиться.
С
первых дней забастовки власти явно провоцировали стачечников на такие
действия, которые бы дали повод для массовых репрессий. Так, 3 мая на
митинге, проходившем на заводе «Мак Кормик», полиция открыла огонь по собравшимся:
шесть человек были убиты, многие ранены. После этого кровопролития на рабочих
собраниях было решено провести на следующий день митинг-протест на площади Хеймаркет.
Вечером 4 мая около трех тысяч рабочих собралось на площади: митинг протекал
спокойно и уже подходил к концу, когда вдруг прибыл большой отряд
полицейских, сразу же сосредоточившийся вокруг трибуны, с которой выступали
ораторы. Даже мэр Чикаго, присутствовавший на митинге почти до конца,
убедился в его мирном течении и посоветовал капитану полиции распустить
полицейских Но внезапно раздался взрыв, а за ним частые выстрелы... На
опустевшей площади остались лежать убитые и раненые.
Одним
из убитых оказался полицейский, и смерть его развязала властям руки для
расправы над рабочими. Были арестованы активисты профсоюзного и рабочего
движения, запрещена деятельность всех рабочих организаций, а их газеты
закрыты.
До 1972
года на перекрестке Хеймаркет-стрит и Вест-Рэндольф-стрит стоял памятник,
запечатлевший человека в каске и старомодном мундире. Это был памятник
полицейскому, не какому-то отдельному лицу, а полицейскому вообще,
«Полицейскому» с большой буквы — стражу закона и порядка. Этот монумент
неоднократно взрывали или разбивали, но власти Чикаго всякий раз собирали
осколки и восстанавливали памятник, а его взрывали снова...
Наконец
склеенного и переклеенного Полицейского перенесли в более спокойное место — в
здание полицейского управления Чикаго — и поставили в коридоре сыскного
департамента.
А на
площади Хеймаркет остался постамент, в трещинах и царапинах которого
запечатлелась почти вековая неспокойная жизнь памятника. О том, что здесь
произошло более 115 лет назад, больше на площади не напоминает ничего: нет ни
мемориальной доски, ни памятника погибшим рабочим, ни монумента их лидерам —
не причастным к кровавым событиям и невинно осужденным на смерть. Зато на
могиле погибших героев еще в конце XIX века рабочие Чикаго установили
памятный обелиск, а день 1 Мая с тех пор стал днем Международной солидарности
трудящихся всего мира.
|