100 великих городов
Надежда Алексеевна Ионина
От Аютии до Бангкока
Столетиями
накапливала Аютия свои художественные ценности, возводила пышные дворцы и
величественные храмы. Более 400 лет город был столицей Таиланда, и этот
период был временем расцвета Тайского государства. 33 короля сменились на
престоле, а в 1767 году после длительной осады древнюю тайскую столицу
полностью разрушили бирманские войска государства Авы. Молодому предводителю Пья
Таксину и 50 воинам удалось спастись, и вскоре, собрав остатки своей
разгромленной армии, после нескольких победоносных сражений он изгнал захватчиков
с родной земли. После этой победы Пья Таксина короновали, но даже
отпраздновать победу ему было негде — вся Аютия лежала в развалинах. В прах
были повержены четыреста храмов, а их резные крыши поглотил огонь. Занесло
илом каналы, на которых когда-то покачивались королевские лодки, украшенные
изображениями сказочных животных.
Руины
раскиданы сейчас по всей Аютии, и самые величественные из них — это бывший
королевский дворец. За его стенами пышно разрослись переплетенные лианами
деревья, их корни заползают в щел между кирпичами, расширяя их, вьющиеся
растения обвивают стены колонны.
Пагода
построена в традиционном архитектурном стиле — на террасе, к которой со всех
четырех сторон ведут широкие лестницы, а выше до середины пирамиды — узкие
крутые ступени. В центральном каменном склепе ничего нет, кроме горы щебня и
каменной головы Будды| Кругом царят тишина и запустение...
В 1782
году большая часть таиландской армии под командование» генерала Чакри ушла на
подавление восставшей Кампучии Вернувшие]} из победоносного похода, генерал
объявил себя королем и основал новую династию, которая правит в Таиланде и по
сей день. Он перенес город на другой берег реки, где до этого находилась
маленькая рыбацкая деревушка. Так возникла новая столица Таиланда: в ее
искусственных каналах, построенных в память об утраченной Аютии, отражаются
многокрасочные храмы и дворцы, возведенные по древним архитектурным образцам.
Официально
столица Таиланда называется: «Крунгтеп Ратана Косин Махинтара Аютхайя Махадилокпоп
Нопаратана Ратчани Буриром Удом-ратчани Махасан Амокпиман Аватансатит Сакатуттия
Висанукам». В переводе это означает: «Город богов, великий город, резиденция
Изумрудного Будды, неприступный город, великая столица мира, одаренная
девятью драгоценными камнями, изобилующая огромными королев-
ОТ
АЮТИИ ДО БАНГКОКА
447
скими
дворцами, напоминающими райские жилища, из которых правит олицетворение бога,
город, преподнесенный Индрой и построенный Висанукамом».
Иностранцы
в основном называют столицу Таиланда — Бангкок, а местные жители — Крунгтеп
(Город ангелов). Долгое время город называли «Венецией Востока» из-за
огромного числа каналов-клонги, пересекающих его во всех направлениях. Вода в
Бангкоке стала продолжением улиц, она обжита, как земля: на воде живут,
торгуют, отдыхают... Теперь многие из каналов засыпаны и превращены в улицы,
а оставшиеся используют торговцы: юрко снуют по каналам моторные лодки,
натужно пыхтят тяжело груженные баржи — изо всех пригородов тысячи лодок
везут на городской рынок овощи, фрукты, зелень, рыбу, а то и торгуют ими
прямо с лодок. Громоздятся пирамиды ананасов, бананов, папайи и каких-то еще
диковинных фруктов ..
В
историческом масштабе Бангкок — совсем еще юный город. В нем не очень много
памятников старины или просто мест, непосредственно связанных с событиями
прошлого. Город строился и строится довольно сумбурно: здесь нет исторически
сложившегося центра, все административные здания, государственные учреждения
и министерства расположены вблизи королевского дворца. Деловые кварталы,
состоящие из ультрасовременных офисов различных иностранных компаний,
сосредоточены в районе улиц Силом и Патпонг — на противоположном конце
города.
Вечером
и ночью этот район сияет сотнями неоновых реклам, призывающих «покупать»,
«летать», «страховать», «посетить»... А неподалеку тянутся беспорядочные
кварталы хибар, сколоченных из ржавого железа, фанерных ящиков и всего, что
попадет под руку.
В
Бангкоке с красотой белоснежного мрамора, золотом многоступенчатых шпилей,
балкончиками, террасами и балюстрадами королевского дворца спорят
подстриженные под «шарик» тропические деревья. Там, за каменными стенами
дворца, идет своя особая жизнь, и далеко не каждому таиландцу доводилось
видеть своего короля и свою королеву.
Королевский
дворец находится под неусыпной охраной бдительной стражи, для которой не
существует никаких указов, кроме королевских. Однако стражники у дворца одеты
в форму офицеров... царской России. А все дело в том, что дружественные связи
между Таиландом и Россией начались еще в конце XIX века, когда сиамская
столица встречала русского цесаревича — будущего императора Николая II. В Петербурге
довольно долго жил и сиамский принц Чакробон. Он окончил Пажеский корпус и
впоследствии, вступив на престол, ввел в своей армии русскую форму. В нее
одевали всех солдат и офицеров вплоть до середины 1960-х годов, а сейчас она
осталась только у королевской гвардии.
По
Бангкоку нельзя пройти и сотни шагов, чтобы не встретить хотя бы двух монахов
в оранжевых одеяниях. Каждый юноша из приличной семьи должен некоторое время
пробыть в монастыре, где он очищает свои мысли от житейской скверны, учится
самодисциплине и самоотречению.
У
монаха не может быть собственности, даже его одеяние принадлежит монастырю. В
автобусах они ездят бесплатно, а в поездах платят половину стоимости билета.
Причем кто-нибудь должен проводить монаха до станции и купить ему билет, так
как считается, что и на половинную стоимость у него нет денег.
Каждое
утро в Бангкоке можно видеть, как наставники монахов собирают милостыню на их
пропитание. Они ходят от дома к дому, предоставляя людям возможность проявить
милосердие и наполнить монашеские корзины рисом, рыбой, вареными яйцами и т.д.
Монахи ничего не просят и ни за что не благодарят: они вообще не должны
произносить ни слова. Это вы должны их благодарить, что они постучались в
двери вашего дома...
|