100 великих городов
Надежда Алексеевна Ионина
Манила
В
феврале 1854 года русский фрегат «Паллада» вошел в манильский залив и бросил
там якорь. Несколько моряков покинули борт фрегата, пересели в катер и,
натянув над собой полотняный тент, направились к берегу. А потом моряки пошли
бродить по разморенному зноем городу, был среди них и знаменитый русский
писатель И. Гончаров. Впоследствии в своем произведении «Фрегат "Паллада"»
он писал: «Все бредят Манилой. Заранее обольщают себя мечтами: кто — увидеть
роскошную природу, кто — новых жителей и новые нравы, кто льстится
встретиться с крокодилом, кто с креолкой... У всех различные желания».
Желание
экспедиции под командованием Мигеля Лопеса де Легаспи, отплывшей в 1564 году
из мексиканского порта Ауденсия, было одно— завоевание далеких островов.
Создав поселение на Панае, в мае 1570 года Л. де Легаспи отослал своего
помощника на остров Лусон, и уже через год здесь, на берегу удобной морской
гавани, разместилась штаб-квартира испанских конкистадоров. В день основания
городского управления — 24 июня 1571 года— новый город Манила был официально
провозглашен столицей Филиппин. Тагальское слово «Майнила» в переводе
означает «там, где растет нила» (индиго). Эта трава и сегодня плывет по реке Пасигу
как нескончаемый «зеленый ледоход».
Сначала
в Маниле 300 лет хозяйничали испанцы, в конце XIX века их сменили американцы,
и только в 1946 году Филиппины стали независимым государством. Современная
Манила — это сложный конгломерат из 17 городов-спутников, не похожих друг на
друга. Растянувшаяся на десятки километров «Большая Манила» распадается на
несколько обособленных районов — «сити» (город), и получается как бы «город в
городе». Когда-то Манила начиналась с района Тондо, а сейчас древнее тагальское
поселение представляет собой скопление страшных лачуг, но это основное место
жительства трудового люда, наравне с Сан-Николасом и Сампалоком.
К югу
от Тондо — там, где когда-то селились первые испанские солдаты и монахи, —
расположился старинный городок испанской и испано-филиппинской знати, в 1589
году каменной стеной отгороженный от «индио», как именовали аборигенов чванливые
завоеватели.
Этот
городок назвали «Интрамурос», что означает «внутри стен». Когда-то здесь
располагалось цветущее владение раджи Салимана-Мэйнила. Испанские пушки смели
его с лица земли, и на пепелище вырос «вечно благородный каменный город» с
ратушей, фортом Сантьяго и собором Святого Августина. Его узкие и кривые
улочки, средневековые постройки, готические соборы и романские церкви создали
Маниле славу «испанского города на Востоке».
Более
400 лет стоит на земле Интрамурос, и многое помнят обросшие мхом стены крепости:
звон колоколов, заставлявший окрестные деревни цепенеть и преклонять колена,
звуки полковой музыки на площади у Ратуши, стоны и молитвы узников
цитадели... Крепость П9бывала в руках пиратов, английских моряков, японских и
американских завоевателей. Американцы устраивались в Маниле надолго и потому
основательно. О покинутой родине им должны были напоминать такие названия
кварталов и улиц: Флорида, Небраска, Дакота и др. Эти районы, располагавшиеся
по побережью Манильской бухты, окаймляли бульвар, который сначала носил имя
американского командора Дьюи, а в настоящее время он называется именем Рохаса
— первого президента независимых Филиппин.
В 1937
году над Интрамурос развевалось два флага — американский и филиппинский: США
предоставили стране «полунезависимость». Лишь в июле 1946 года американский
флаг был окончательно спущен, и с тех пор над старинными бастионами реет лишь
национальный сине-красный флаг Филиппин.
Сегодняшний
Интрамурос — это заповедный музей, состоящий из тишины, серого камня и тусклой
позолоты возвышающегося пирамидой собора Святого Августина. Для филиппинцев
святое место в крепости — это музей национального героя Хосе Рисаля,
расположенный в форте Сантьяго. Он был выдающимся врачом-окулистом,
философом, историком, поэтом и лингвистом. Если бы он выбрал только поэзию и
искусство, то мог бы стать одним из крупнейших в мире художников XIX века. Но
X. Рисаль выбрал борьбу ради освобождения своей родины от колониального гнета
испанцев.
Мечтал я увидеть тебя
не в тоске и слезах,
Без вечной печали,
застывшей в любимых глазах,
Отчизна моя,
Сокровище южных морей...
В 1892
году X. Рисаль создал освободительную организацию «Филиппинская лига», но в
том же году был арестован: ему было всего 35 лет, когда его казнили испанские
колонизаторы. Похоронен Хосе Рисаль в парке, названном его именем. Сейчас
жители Манилы идут в парк после рабочего дня, чтобы полежать на траве или
просто подышать прохладой. А еще парк — это театр и консерватория под
открытым небом: один раз в неделю здесь дает бесплатный концерт Филиппинский
национальный симфонический оркестр.
Есть в
Маниле свой «Манхэттен» — деловой и финансовый центр города, свой «Монмартр»
(улица Мабини), где живет художественная богема, свое «Сохо» — припортовые
«улицы греха». В китайском районе живет более миллиона китайцев со своими
традициями, обычаями, укладом жизни. Фасады здешних домов завешаны
всевозможной рекламой: Чайн-таун торгует, мастерит, развлекает, исцеляет,
предсказывает судьбу... Сюда часто приезжают из «европейской Манилы», чтобы
прокатиться на фаэтоне и отведать блюда настоящей китайской кухни.
Деловая
часть Манилы, в отличие от испанизированных кварталов и улиц в Интрамурос,
спланирована совершенно иначе. От устья реки Пасигу к югу тянутся небольшие
прямые улицы, которые выходят к 13 современным причалам Южного порта и
пересекаются широкими проспектами.
Формально
столицей Филиппинской Республики с 1948 года является город-спутник Кэсон-сити,
заложенный еще до Второй мировой войны по инициативе президента М. Кэсона,
мечтавшего о «городе без трущоб». Сейчас в Кэсон-сити перенесены
правительственные здания, иностранные посольства, офисы иностранных компаний,
коммерческих банков и страховых обществ.
В
Маниле есть необычный вид транспорта, какой, пожалуй, нигде больше не
встретишь.
Американцы
после Второй мировой войны намеревались утопить свои джипы в океане, но потом
продали их филиппинцам — по 200 долларов за машину. И теперь пестро
раскрашенные джипы, переделанные для перевозки пассажиров в «маршрутные такси»,
ездят по улицам Манилы и других филиппинских городов. Стоимость проезда в них
невысока, и потому они никогда не простаивают.
|