100 великих городов
Надежда Алексеевна Ионина
Бомбей – ворота Индии
Когда
солнце завершает свой дневной путь и зависает над Аравийским морем, перед тем
как погрузиться в морскую пучину, на Малабарском холме Бомбея всегда шумно и
многолюдно. Стоит только подойти к краю холма, и центральная часть города
предстанет как на ладони. От Чоупатти (нечто вроде приморского парка и пляжа
одновременно) до самой южной оконечности Бомбея тянется «королевское
ожерелье» — городская набережная Нетаджи-Субхаз-роуд. Если перевести взгляд
чуть левее, можно увидеть район киностудий «индийского Голливуда», а еще
дальше к югу — очертания портовых кранов.
Бомбей
— один из крупнейших портов в Азии, но у города много и других титулов. Его
называют «второй столицей Индии» и «городом миллионеров»; некоторые считают,
что «Бомбей — это не Индия», другие, наоборот, что это «Индия в миниатюре».
Так какой же Бомбей на самом деле?
Индийские
города, своеобразные и многоликие, в целом мало похожи на города Запада.
Здесь царит совсем другая жизнь, почти уличная — с открытыми, будто
вывалившимися наружу рядами лавочек, с арбами, тележками и коровами, спокойно
бредущими между велосипедами и автомобилями. Пожалуй, лишь Бомбей по своему
внешнему облику сходен с европейскими городами, особенно в своей центральной
части.
В
коренных индийских кварталах Бомбея, населенных простым людом, возвышаются
дома в несколько этажей (иногда до 7). И какие это дома! Тут зодчие творили,
не озираясь на Запад, а сохраняя верность вкусам и формам Востока. В Индии с
давних пор большие сооружения строили из камня, индийские архитектурные
мотивы сплетались с арабскими, и зодчие Бомбея черпали свое вдохновение из
обоих источников. Поэтому в Бомбее много жилых домов удивительной красоты,
словно целиком завернутых в кружева. Балконы и веранды в таких домах закрыты
жалюзи, резными ставнями, циновками, ведь здесь берегут не тепло, а прохладу.
Если и искать шедевры индийской резьбы по дереву, так именно здесь: стоишь
перед фасадом такого дома, стоишь долго — и находишь все новые чудеса в
резном кружеве, все новые ухищрения мастеров-умельцев.
Есть в
городе сооружения и более скромные по размерам, но без них Бомбей не был бы
Бомбеем. Это фонтаны, которых в городе великое множество, но нет среди них
двух одинаковых. Вода бьет из пасти льва или тигра, из кувшина в девичьей
руке или утеса; ее охраняют крылатые боги Ассирии и боги Египта, сказочные
принцы, воины, нимфы... Не только восточное уважение к воде, дарующей жизнь,
вложено в эти фонтаны. Здесь присутствует и уважение к бедняку, который пьет
из фонтана или полощет в нем свою залатанную рубаху, а потом уснет тут же
рядом под шепот его струй.
По
вечерам бомбейцы гуляют в «висячих садах» на Малабарском холме, среди
цветников и искусно подрезанных кустарников. Садовники-скульпторы придают им
форму причудливых ваз с букетами, слонов, колесниц... В «висячих садах»
разместилось и удивительное сооружение «Башмачок», любимый всей бомбейской
детворой. Этот «Башмачок» точь-в-точь как тот, в котором жила матушка Хэббард
из английской сказки, — с крышей и балконом, на который ведет внутренняя
лестница. А в каблуке «Башмачка» прорублена дверь.
Бомбей
действительно более космополитичен, чем любой другой город Индии, влияние
западной цивилизации здесь чувствуется сильнее, чем где бы то ни было в
стране — и во внешнем облике города, и в его стиле, и в резкости социальных
контрастов. Бомбей трудно назвать «Индией в миниатюре», а между тем население
города представлено практически всеми народностями: маратхами и гуджаратцами,
кашмирцами и тамилами, пенджабцами и т.д., а также представителями всех
основных каст страны — от высокородных брахманов до бывших неприкасаемых.
Не
нарушают европеизированного облика Бомбея и культовые здания — индуистские, джайнистские,
сикхские и мусульманские храмы, алтари, минареты, мавзолеи и гробницы. Среди
них выделяются своеобразные сооружения, явно скопированные с древнеперсидских
образцов, созданных более 2500 лет назад. Это храмы парсов — последователей
зороастризма, которых сейчас чаще всего называют огнепоклонниками.
Парсы
пришли в Индию из порабощенного Ирана, где не хотели оставаться в захваченной
арабами стране. Они принесли с собой много новых для Индии знаний, в
частности, в ремеслах, садоводстве, огородничестве и способствовали
процветанию Гуджарата — области, где они первоначально расселились. Постепенно
парсы перешли с персидского языка на местный, а древнеперсидский язык, на
котором записана священная книга зороастрийцев «Авеста», сейчас знают только
священники, которые совершают богослужения.
Зороастрийцы
почитают четыре священных элемента Вселенной — воду, огонь, землю и воздух,
поэтому погребальный обряд у парсов очень своеобразен. Поскольку тело
умершего считается нечистым, его нельзя предать огню, воде и земле. Парсы
хоронят своих покойников в «дагма» — особых сооружениях, которые в
европейской литературе обычно называются «башнями молчания»
Дагма —
это действительно невысокая башня с наружной лестницей, которая ведет на
верхнюю площадку. Здесь вокруг глубокого центрального колодца тремя
концентрическими рядами расположены неглубокие ниши Умерших кладут в эти ниши
и оставляют на съедение грифам. Во множестве слетаются птицы к трупу, от
которого вскоре остаются только кости, которые по специально сделанным
канавкам скатываются в колодец. Обильные дожди постепенно растворяют их, и
все бесследно исчезает.
|