100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Берлин
При
внешнем осмотре Берлин производит впечатление города новейшего времени, а
между тем это очень старый город. Но, несмотря на самые тщательные изыскания
ученых, до сих пор еще не вполне установлено, когда и каким образом был
основан Берлин.
В
популярной литературе широко распространена версия о том, что название города
происходит от изобилия водившихся в этих местах медведей. Однако в научной
литературе она не получила подтверждения, так как места здесь были в основном
болотисто-луговые — со множеством озер и рек. Поэтому название «Берлин», по
мнению большинства российских и германских лингвистов, происходит от
древнеславянского слова «бирл» со значением «топь, болото».
Таким
образом, первоначально поселенцами здесь были венды (полабские славяне), но
германцы и славяне уже тогда с ожесточением оспаривали друг у друга обладание
этой выгодной местностью. Берлин много раз переходил из рук в руки, но во
времена правления Фридриха Железного немцы в окончательно одолели славян.
Первое
историческое упоминание о Берлине относится к 1244 году, ко времени
господства маркграфов Иоганна I и Отто III, но от существовавших тогда
городов-близнецов (Кёльна и Берлина) в настоящее время не сохранилось почти
никаких следов. Оба они были основаны около 1200 года и в то время являлись
пограничными поселениями, располагавшимися по обоим берегам реки Шпрее. На
месте брода, по которому проходили старинные торговые пути, был переброшен
мост и построено много водяных мельниц.
Кёльн
со своей церковью Святого Петра в политическом и церковном отношении жил
совершенно независимо от Берлина. Однако в борьбе за всевозможные вольности
(право чеканки монет, право суда, защиты евреев и т.д.) оба города сблизились
уже в XIV веке. Союз их не нарушал внутреннюю самостоятельность обоих
городских общин, они даже построили общую ратушу на втором мосту.
К
середине XIV века Кёльн и Берлин, благодаря торговым монополиям и участию в
Ганзейском союзе городов, достигли большого расцвета. Но все изменилось,
когда городская аристократия столкнулась с курфюрстом Фридрихом II Железным.
Чтобы разорвать узы, которые связывали эти города, он использовал
соперничество маленького Кёльна и более могущественного Берлина и борьбу
ремесленников с торговой аристократией. В 1442 году Фридрих Железный покоряет
берлинцев и возводит на берегах Шпрее неприступный замок, который через
полвека становится постоянной резиденцией Гогенцоллернов.
Когда в
1448 году оба города увидели последствия своей междоусобицы и снова
объединились против ставленников курфюрста, то их постигло поражение.
Курфюрст не только надолго укрепил захваченную власть, но и присвоил себе
богатые владения влиятельных родов. Так вот случилось, что цветущие торговые
города Кёльн и Берлин с их оживленной общинной жизнью прекратили свое
самостоятельное существование, чтобы превратиться в столицу народившегося и
быстро крепнущего государства.
Окончательно
Берлин становится столицей в первой половине XVI века при курфюрсте Иоахиме
III, в период правления которого за государственный счет был выстроен новый
дворец в стиле Ренессанса. К концу этого столетия в городе насчитывалось 14
000 жителей, но в результате многочисленных пожаров, эпидемии чумы и
страшного голода во время Тридцатилетней войны к середине XVII века оно снизилось
наполовину. Берлин после этой войны во всех отношениях пришел в упадок, ему
даже угрожала реальная опасность попасть в руки шведов. Понадобились
десятилетия, прежде чем изнуренный город оправился от этих страшных
последствий.
Новая
мирная эпоха началась для Берлина во время правления основателя Прусского
королевства и первого его короля Фридриха-Вильгельма, который неустанно
заботился о благосостоянии города. Чтобы Берлин стал достойной столицей, он
объединил оба города в один, присоединив к нему и все берлинские предместья.
Обветшавший королевский замок основательно реставрируется, улицы расширяются,
мостятся и освещаются, в Берлине проводятся каналы и прокладывается
знаменитая теперь «Унтер дер Линден» — широкая липовая аллея, которая
становится центральной улицей города.
За
довольно короткий срок Берлин неузнаваемо меняет свой облик. Но, заботясь о
внешнем благоустройстве города, Фридрих-Вильгельм не забывал и о его духовном
расцвете: он приглашает в Берлин выдающихся голландских художников, основывает
Публичную библиотеку, сам собирает художественные коллекции.
Первое
десятилетие XIX века было для Берлина очень тяжелым. Наполеоновские войска в
октябре 1806 года сделали его французским владением и только через два года
оставили сильно разоренный город. Как только трудные времена миновали, Берлин
снова ожил, обнаружив подъем своих материальных и духовных сил. Высокого
развития в этот период достигли литература, театр и наука. В 1809 году был
основан Берлинский университет, который, благодаря великим ученым (Вильгельму
и Александру Гумбольдтам, К. Рихтеру, Г.В.Ф. Гегелю и др.), быстро завоевал
первое место среди других высших школ Германии.
Город
украсился многими прекрасными зданиями и памятниками. Выдающийся немецкий
архитектор XIX века К.Ф. Шинкель возвел в Берлине в строго классическом стиле
Старый музей, драматический театр, строительную академию, Дворцовый мост, в
готическом — Верден-скую церковь и памятник на Кройцберге.
В
последующие времена развитие Берлина продвинулось еще дальше. Благодаря гению
архитектора А. Шлютера город украсился многими художественными строениями, из
которых Королевский замок и монумент Великому курфюрсту и по сей день
являются одними из лучших украшений Берлина.
Немецкая
столица связана с именами многих выдающихся людей мировой культуры. И среди
них— Э.Т.А. Гофман, который родился в Кенигсберге, но всю жизнь прожил в
Берлине. Он не завел своей семьи и умер в бедности, но в Берлине у него было
много веселых друзей. Ресторанчика «Лютер и Вагнер» в городе давным-давно
нет, а когда-то его двери были широко распахнуты по вечерам, и сам Гофман
угощал стаканчиком красного вина всех — даже тех, кто и в глаза никогда не
видел его книжек.
А на
юго-востоке Берлина есть своя «Венеция», без которой облик города выглядел бы
намного беднее. В прежние времена по реке Шпрее и ее рукавам ходили караваны
судов и баржи с грузами. Но постепенно значение этого судоходства
растерялось, зато на множестве озер и каналов выросла целая островная страна.
Она начала возводиться в XIX веке, когда врач Д. Г. Шребер возглавил здесь
лечебницу для инвалидов с врожденными пороками. Выдвинув идею «второй
счастливой жизни для всех тружеников» на грешной земле, он пробивал ее с
завидным упорством, добиваясь, чтобы рабочие после недели, проведенной в
грязных и пыльных цехах, могли отдохнуть на природе. Чтобы бледные дети из
городских трущоб увидели солнце и голубую воду и занимались на воздухе
спортом. Реальное воплощение своей мечты врач видел в выделении
государственных земель — пусть даже крохотных участков. И постепенно мечта
эта начала осуществляться, получив название «садики Шребера» или «кукольные
домики».
Природа
не поскупилась в районе Рансдорф. Петляющая Шпрее течет здесь среди
живописных бухт и заливов, на берегах которых, словно соревнуясь между собой
в необычности архитектуры, стоят то разноцветный охотничий домик, то
веселящая глаз затейливыми украшениями крошечная вилла, то миниатюрная копия
старинного дворца или рыцарского замка.
Но есть
в Берлине и места, известные далеко не всем. Например, Софийская улица
привлекает внимание своими маленькими магазинчиками и мастерскими, со вкусом
оформленными витринами, в которых выставлены старые книги, коллекции марок и
монет, фарфоровые статуэтки и другой антиквариат. Здесь до сих пор
сохранилось здание, где в середине XIX века проходили заседания «Берлинского
ремесленного общества», а затем выступали «спартаковцы» и Карл Либкнехт.
Эта
уютная улочка названа в честь королевы Софии, которая пожертвовала 2000
талеров на строительство евангелической церкви — единственной в Берлине
церкви XVIII века в стиле барокко В церковном дворике сохранился обелиск К.Ф.
Цельтеру, верному другу великого немецкого поэта И В. Гете. Сам поэт
почему-то не любил Берлин, бывал в нем редко, но вел длительную и обширную
переписку с К.Ф. Цельтером по издательским делам.
Сын
богатых родителей, К.Ф. Цельтер посвятил свою жизнь не бизнесу а благородному
делу музыкального образования юношества. Он был профессором музыки Академии
изящных искусств, организовал Берлинское хоровое общество и принимал туда
одаренных детей из бедных семей- Во главе Общества он поставил самого
талантливого своего ученика — Феликса Мендельсона Бартольди, создавшего всем
известный «Свадебный марш».
Много
исторических мест в Берлине связано с Россией. Шумный и неугомонней «Алекс»,
как берлинцы зовут Александерплац, назван в честь приезда русского императора
Александра I. Многие русские слушали лекции в знаменитом Берлинском
университете, наши великие соотечественники (в том числе И.С. Тургенев и М.А.
Бакунин), слушавшие курсы И занимавшиеся на семинарах, заносились в «Расписочные
книги» — журналы учета, где отмечалось, сколько времени проучились студенты и
сколько они заплатили. Сейчас эти записи хранятся в Русской библиотеке,
которая расположилась в левом крыле университетского зданий. Когда в 1933
году фашисты разожгли на Оперной площади огромный костер из книг (в том числе
и университетских), Русской библиотеке повезло — о ней просто забыли.
После
октябрьской революции Берлин стал одним из крупнейших центров русского
зарубежья, так как здесь была благоприятная обстановка для издательского дела
В немецкой столице один за другим открылось около 50 издательств, которые
выпускали 145 названий газет, журналов, альманахов и т.д. Даже Париж, ставший
центром политических сил русской эмиграции, не мог позволить себе иметь
столько издательств. Берлинские издательства печатали произведения не только
писателей и поэтов эмиграции, но и советских авторов. Так, «Петрополис»
представил tfa суд читателей произведения Н. Мариенгофа, Б. Пильняка Вс
Иванова, М. Слонимского и др.
Незадолго
до окончания Второй мировой войны державы-победительнииы заключили
соглашение, что в побежденной Германии будет образован Международный
контрольный совет, который расположится в Берлине. Б соответствии с этим
соглашением Берлин был разделен на четыре сектора: американская, британская и
французская армии заняли западные секторы, а советские войска контролировали
Восточный Берлин.
И
прилегающие к ней районы изменились до неузнаваемости. И только серый
Рейхстаг, сохраняя свою респектабельную важность, был преисполнен прежнего
величия Однако интерьеры его были перестроены, а все здание обрело купол, но
не такой, каким его в конце XIX века спроектировал архитектор П. Валлот, а
стеклянный, созданный англичанином Н. Фостером. Он задумывал вписать в
интерьеры автографы, оставленные на стенах Рейхстага советскими солдатами в
первые часы после его взятия.
Знаменитый
теперь район Кройцберг раньше располагался на той окраине Западного Берлина,
который с трех сторон окружала Стена. После ее падения Кройцберг оказался в
самом центре Берлина, что сразу же повысило его престиж: здесь мгновенно
подорожали земля и квартиры. Прежде грязные и захламленные улицы стали
перестраиваться, не ремонтировавшиеся со времен войны дома восстанавливаться.
В сегодняшнем Берлине проживают эмигранты из 180 стран, и многие из них
обитают именно в Кройцберге. Не случайно именно в этом районе родился Интерфестиваль,
который проводится в теплые майские дни в течение вот уже нескольких лет.
У
каждого народа своя культура, свои традиции, национальные школы танцев, свои
музыкальные группы, и все это надо было объединить и отразить в Интерфестивале.
Он начинается с детского праздника в пятницу, продолжается в субботу
открытием ярмарки, а в воскресенье начинается главное торжество — красочный
карнавал. В этот день балконы домов, деревья и даже строительные леса
«увешаны» гирляндами людей, которые даже в эти жаркие дни никому не уступают
свои места.
Вот
показываются очаровательные тамбур-мажорши, за ними следуют гости: болгарские
танцоры, югославские артисты, музыканты из Западной Африки, театр пантомимы,
кукольный театр на колесах, эквилибристы на ходулях, фокусники, выдувающие
огонь изо рта, и жонглеры, подбрасывающие в воздух все, что только летает. И
непрекращающаяся разностильная и разноязыкая музыка: джаз, рок, свинг,
кантри, африканские барабаны и нежная мелодия альпийских свирелей. Зрители
сливаются с музыкальной колонной, которая цветной змеей течет по улицам Кройцберга...
|