100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Осло
История
города Осло, как и многое в Норвегии, связана с викингами. В 1043 году рыцарь
Геральд Хардроде решил оставить взятый в бою прекрасный город Стамбул ради
норвежского трона. Дорога вела его через славянские земли и стольный град
Киев. Была ли то любовь с первого взгляда или только желание заручиться
поддержкой крепкого союзника, но в Киеве потомок викинга обвенчался с
Елизаветой — дочерью Ярослава Мудрого.
В 1047
году Геральд Хардроде стал королем Норвегии, а еще через год основал на юге
страны, в устье реки Лу, военное укрепление для поддержания своей власти. Его
назвали «Осло», то есть «устье Лу».
Во
время Северной войны Христиания была оккупирована и разорена шведскими
войсками, и для восстановления города потребовалось очень много времени.
Вплоть до разрыва норвежцев с Данией и объявления Христиании в 1814 году
столицей город рос очень медленно. По Кильскому мирному договору Норвегия
была отнята у Дании в наказание за ее союз с Наполеоном. Коалиция монархов
Европы, разбив Наполеона, несмотря на протесты норвежского народа,
требовавшего независимости, отдала Норвегию Швеции — в виде компенсации за
потерю последней Финляндии.
Если
посмотреть на Осло с холмов Холменкаллена, с высоты знаменитого трамплина,
город с его россыпью вечерних огней кажется очень большим. Он обнимает фиорды
до самого горизонта и по островам убегает в открытое море. Но спустишься
вниз, и окажется, что норвежская столица не такая огромная, какой кажется
сверху. Очень тихи улицы западной части Осло, нарядные виллы словно спят в
окружении елей и сосен, только белки резвятся в их ветвях.
Осло,
как и другие города Норвегии, тесно связан с окружающей его природой:
тротуары улиц или набережных обрываются прямо в море. Иногда улица
оканчивается обрывистой горой или входит в лес или поле.
Как и
во многих средневековых городах Европы, в Осло есть Ратуша — огромное здание,
облицованное красным кирпичом, очень интересное и своеобразное по своей
архитектуре Две широкие башни Ратуши видны из всех частей города. Вместе с
полукруглой площадью и улицей напротив ее главного входа Ратуша создает
единый ансамбль. Над главным входом Ратуши, как символ равноправия женщин,
установлена фигура норвежской девушки.
Центральный
зал Ратуши просто огромен (высота его 21 метр), в нем очень много стенной
живописи, сочетание сюжетов которой самое различное: эпизоды из истории
рабочего движения и рядом изображение процветающего торгового дома; налет
гестапо на квартиру рабочей семьи и картины из жизни Святого Хольварда. Со
стороны набережной перед Ратушей установлены шесть бронзовых фигур,
олицетворяющих профессии рабочих, строивших это здание.
В 1968
году на одном из многочисленных фиордов Осло был открыт Художественный музей,
построенный на деньги Сони Хени — героини предвоенного фильма «Серенада
солнечной долины» — и ее мужа Н. Унстада (крупного бизнесмена). Здание музея,
возведенное из стекла, бетона и алюминия, сверху похоже на ладонь с пятью
лепестками неведомого цветка вместо пальцев. Коллекцию картин известных
мастеров XX века Соня Хени и Н. Унстад завещали родному Осло.
Первое
место в Норвегии по числу посетителей занимает Музей норвежской славы,
который был открыт на полуострове Бюгдай. В разных его павильонах бережно
хранятся корабли великих норвежских мореплавателей: корабли викингов с гордо
поднятым кверху острым и изогнутым носом. Черный дуб блестит, как каменный
уголь... Нос одного корабля заканчивается тонким завитком, другого —
увенчивается головой дракона с раскрытой пастью.
В
стеклянных витринах дремлют здесь на вечном приколе могучие ладьи викингов,
легендарный «Фрам» — корабль Фритьофа Нансена и Р. Амундсена, бревенчатый
плот «Кон-Тики» Тура Хейердала... «Кон-Тики» стоит в особом музее и
установлен так, что из нижнего этажа музея видно днище плота, покрытое
водорослями и ракушками, и свисающая «водолазная» корзина. Под ним как живые
«плавают» стаи макрелей и более мелких рыб, а во всю длину плота разместилась
акула...
Интересна
и история парка Фрогнер. Прежде всего необычен вход ц него — ворота с четырехугольными
фонарями и решеткой с тонким сквозным рисунком, как в витражах. Такие фонари
и решетки с фигурами мужчин и женщин окаймляют и площадки со ступенями,
ведущими на центральный холм парка.
В 1914
году на этом месте проводилась большая выставка, и скульптору Г. Вигеллану
заказали для нее фонтан. Мастер предложил вместо фонтана украсить парк
грандиозной скульптурной композицией. Городское управление Осло поддержало
эту идею, и скульптор воплощению ее посвятил всю свою жизнь. Он стал и
архитектором, и скульптором, и резчиком по дереву, а также камнетесом и
кузнецом!
В этой
скульптурной композиции варьируется одна тема — человеческая жизнь от
рождения до смерти. Триста различных фигур, олицетворяющих детство, юность,
счастливую или несчастную любовь, материнство, дружбу, веселье, борьбу,
раздумье, грусть, болезни, увядание, смерть и возникновение новой жизни,
воплощены в граните, бронзе, чугуне и железе.
Любая
реалистическая скульптура одновременно является и символическим обобщением.
Вот, например, обелиск «Стремление человечества к лучшему будущему»: гибнущие
мужчины поддерживают женщин, женщины — детей, а весь обелиск венчается
детскими фигурками, стоящими во весь рост и тянущимися к солнцу.
Пятнадцать
лет своей жизни скульптор отдал одному этому обелиску, высота которого 17
метров, а вес— 270 тонн. Можно представить, какой труд был вложен в создание
всей композиции!
|