100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Томбукту
Европейские
исследователи издавна называли Томбукту таинственным и загадочным городом.
Расположенный к югу от пустыни Сахары, на территории современной Республики
Мали, Томбукту являлся древним центром' торговли и культуры Западного Судана.
Город был известен не только среди местного населения, но и далеко за
пределами африканского континента
Начинался
Томбукту у колодца Букту, который сейчас выглядит очень неприметно. Это
просто небольшая воронка в песке глубиной не более 50 сантиметров во дворе
одного из обыкновенных одноэтажных домиков — таких, как и большинство
строений в городе.
По
преданию, в XI веке на месте будущего города располагались склад зерна и
колодец, сооруженный туарегами на месте их кочевья в нескольких километрах от
берега реки Нигер.
Одним
из первых европейцев, кто увидел загадочный Нигер, был Мунго Парк, который
так описывал эту реку: «Я испытал бесконечное счастье, увидев перед собой
долгожданную цель своих устремлений — величественный Нигер, сверкающий в
лучах утреннего солнца. Он был так же широк, как Темза у Вестминстера, и воды
его медленно текли на восток».
С
наступлением сезона дождей туареги сворачивали свои шатры и вслед за скотом
уходили на север, а старая рабыня по имени Букту оставалась сторожить зерно и
колодец. Собираясь обратно, кочевники произносили слова «Тим Букту»,
означающие, что они возвращаются «К Букту». Название закрепилось за кочевьем,
а потом и за городом, только впоследствии оно стало звучать как «Томбукту».
Своего
расцвета Томбукту достиг в XIV веке, когда императором стал Канку Мусса —
самый могущественный правитель государства Мали. Подвластная ему территория
простиралась от Атлантического океана до озера Чад. Будучи приверженцем
ислама, Канку Мусса совершил хадж в Мекку и Медину, а по возвращении приказал
построить в городе новые мечети, которые потом стали образцами для всех
мусульманских храмов Западной Африки. До сих пор сохранились в Томбукту
удивительные по своей архитектуре мечети с деревянными сваями, выступающими
из стен наружу. Минарет такой мечети имеет пирамидальную форму и поэтому,
помимо своего основного назначения, служил еще сторожевой башней, опорным
пунктом и складом продовольствия на случай долгой осады.
Очарованный
ярким убранством святых мест Ближнего Востока, Канку Мусса взялся и за
развитие Томбукту. возвел пышный дворец и всячески способствовал процветанию
торговли. Со всех сторон потекли в Томбукту богатства, с юга на пирогах
прибывало золото, слоновая кость и черное дерево; по караванным путям с
севера доставлялись венецианский жемчуг, дамасские клинки, ткани, пряности,
посуда и соль.
Но не
только золотом и диковинными товарами славился Томбукту. Старинная суданская
пословица гласит' «Соль прибывает с севера, золото—с юга, серебро — из страны
белых; но слова Всевышнего, мудрость ученых, увлекательные истории и сказки
можно найти только в Томбукту». Богатство города создало условия для развития
здесь просвещения и культуры, вслед за мечетями в Томбукту появились медресе
и библиотеки.
В
XV—XVI веках Томбукту превратился в один из крупных центров мусульманской
культуры. Некоторые арабские ученые, бежавшие из Испании после изгнания
оттуда мавров, переселились в Томбукту и привезли с собой различные научные
трактаты. При мечети Санкоре был основан университет, вскоре ставший
известным во всем мусульманском мире наряду с университетами Кордовы, Каира,
Дамаска и Феса. Студенты из разных стран толпились в его тенистом дворе,
чтобы послушать мудрые речи ученых, теологов и проповедников. Но, кроме
Корана, здесь изучали еще точные науки, литературу, историю, философию,
географию. В университет Томбукту шли учиться жители не только арабских
стран, но также и талибы (ищущие знания) из Египта и Турции. Ученые
предполагают, что сюда прибывали даже мусульмане из Самарканда. В ту пору в
Томбукту жили такие известные писатели-хронисты, как Ахмед Баба, Махмуд Кати
и другие, к мнению которых уважительно относились ученые всего исламского
мира.
В
Томбукту создавались и богатые книгохранилища, где переписывались древние
рукописи и составлялись хроники об истории местных народов.
Среди
последних можно указать на «Историю искателя сообщений о странах, армиях и
знатнейших людях», посвященную в основном истории государства Сонгаи В
хронике собрано много интересных историй и фактов, подробно описывающих
картины тогдашней жизни, особенно ее религиозную и культурную стороны.
Пленный мавр Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан, получивший при крещении имя
Джованни Леоне и прозванный Львом Африканским, побывал в Западном Судане в
1511 — 1515 годы Впоследствии он писал, что король Томбукту «обладает большим
богатством в золотых пластинах и слитках... Король весьма почитает ученых
людей... Там продается также много рукописных книг, каковые привозят из Барбарии;
и от них получают больше дохода, нежели от остальных товаров».
Слава о
Томбукту дошла и до России. Граф Г. Орлов передал 1000 франков Парижскому
географическому обществу для учреждения премии первому европейцу, которому
удастся достичь Томбукту и сообщить об этом городе подробные сведения. Первым
европейцем, появившимся в Томбукту, стал английский майор Александр Гордон Лэнг,
погибший здесь в 1826 году. Сейчас над дверью его дома установлена памятная
доска, но А. Г. Лэнгу не очень повезло, и потомки мало знают о его отважной
миссии. На большинстве карт Африканского континента маршруты его путешествий
даже не отмечены.
Недалеко
от дома А.Г. Лэнга установлены еще две мемориальные доски, посвященные
французу Рене Кайе и немцу Г. Барту. Рене Кайе пришлось даже выдать себя за
мусульманина, чтобы в 1828 году проникнуть в недоступный для христиан город.
Оба путешественника побывали в Томбукту позже англичанина, но, вернувшись в
Европу, они опубликовали свои записки.
Побывал
в Томбукту и некто Варга из Астраханской области, но он вряд ли преследовал
научные цели. И по одежде, и по манере поведения Варга мало чем отличался от
арабских купцов, поэтому его имя осталось забытым среди имен
первооткрывателей Томбукту.
Когда в
конце XIX века вокруг Африки стали осуществляться регулярные морские
перевозки грузов, Томбукту постепенно утратил значение конечного пункта Транссахарского
торгового караванного пути. Уменьшилось в городе и число жителей: если в XV
веке оно доходило до 45 000 человек, то в настоящее время здесь живет не
более 8000. Меньше стало проводников караванов, большинство городских жителей
занято мелкой торговлей и ремеслами (изготовлением украшений и сувениров),
здесь развиты гончарное дело, кожевенное и ткацкое производство.
Но
несмотря на утрату своего хозяйственного значения, Томбукту до сих пор
остается одним из африканских центров мусульманской культуры. В середине
1960-х годов ученые обнаружили здесь три библиотеки, в которых хранилось
более 5000 бесценных рукописей. Но очень много рукописей пока не найдено, и
разыскать их будет сложно. Их владельцы, будь то вождь племени или бедняк,
относятся к ним как к священной семейной реликвии и ни за какие деньги не
желают расставаться с ними От постороннего глаза они прячут свои сокровища,
кто как может, и часто зарывают в песок.
Конечно,
за прошедшие века Томбукту изменился, но и сегодня, как и много веков назад, один-два
раза в год сюда прибывает караван верблюдов с каменной солью. К тюкам с солью
на местном рынке до сих пор относятся с уважением, так как когда-то соль
заменяла деньги.
Независимо
от этнической и религиозной принадлежности жители страны произносят имя
Томбукту с особым уважением и гордостью, словно этот город является
неотъемлемой частью каждого из них. В действительности так оно и есть, ибо
сегодняшний Томбукту ревностно хранит память о своем славном прошлом. «Южные
ворота Сахары», «Жемчужина древнего Судана», «Столица песков», «Таинственный
Томбукту» и еще много таких же красочных названий получил на протяжении своей
истории этот древний город.
|