100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Вена
Вена
расположена в том месте Австрии, где Дунай, прорвавшись сквозь теснины
Венских ворот, выходит на равнину. Эта равнина издавна привлекала к себе
поселенцев, ибо «земля здесь одарила людей и хлебом, и вином, и фруктами»,
как писал в середине XVII века австрийский топограф М. Цейлер.
Вена
хотя и тесно связана с историей Австрии, но существовала еще задолго до
создания австрийского государства. Около 3000 года до нашей эры на территории
современной Австрии поселились венето-иллирий-ские племена, основавшие на
месте одного из сегодняшних районов Вены поселок и возведшие вокруг него
укрепления. После них сюда пришли кельты, которых в 16 году нашей эры сменили
римляне. На месте нынешней Вены римляне нашли кельтское поселение «Виндомина»
и построили тут один из своих лагерей, центр которого находился на месте
нынешнего Хохер-Маркт. Главный лагерь римлян располагался несколько дальше,
но в Виндобоне (так римляне переименовали Виндомину) постоянно стоял гарнизон
одного из римских легионов. Географическое положение Виндобоны позволяло
римским войскам не только отражать набеги германцев, но и самим предпринимать
захватнические вылазки.
Со
временем вокруг военного лагеря стали вырастать торгово-ремесленные поселки.
В Виндобоне охотно и подолгу жил римский император Марк Аврелий, здесь он и
умер в 180 году. С течением времени римляне были вытеснены отсюда новыми
завоевателями, которые в этом районе вообще часто сменяли друг друга, но
наиболее настойчиво к захвату этих земель стремились германские племена,
которые переименовали Виндо-бону в Вению Нынешнее название австрийской
столицы впервые упоминается в исторических хрониках в 1030 году, но только в
1037 году Вена называется городом. Тогда она входила во владения герцогского
рода Бабенбергов — могущественных правителей, владевших многими австрийскими
землями. Однако сами Бабенберги тогда еще не жили в Вене, потому что она была
слишком открыта для нападений мадьяр.
В 1138
году Генрих Язомирготт, маркграф этого же рода, сооружает у самых ворот
тогдашней Вены свой дворец, в котором почти сразу же начинается довольно
пышная светская жизнь. При нем же происходит закладка собора Святого Стефана
и возведение Бенедиктинского монастыря для призванных им ирландских монахов
При
Леопольде VI Вена занимала уже почти всю свою нынешнюю центральную территорию
и считалась одним из красивейших нижнегерманских городов. Рост Вены вширь в
то время прекратился, и начался внутренний рост города. Появляются Суконная,
Ювелирная и другие улицы, а также Дворянская, на которой не разрешалось жить
торговцам и ремесленникам.
Строгая
грань, проводившаяся между сословиями, отражалась и на внешнем облике города,
каждый квартал которого имел свою собственную «физиономию». Так, в «городском
статусе» Леопольда VI говорилось, что «потомственные граждане, владеющие поземельною
собственностью, пользуются привилегиями перед купцами и мещанами, а все они
вместе отрицают право заседать «в совете» за ремесленниками». В соборе
Святого Стефана сейчас можно видеть надгробную плиту, посвященную памяти
бургомистра К. Форлуфа и двух «советников», казненных в 1408 году на Свиной
площади ремесленниками, которые тогда одержали победу над «потомственными
бюргерами».
В конце
XIII века Вена переходит под владычество Габсбургов, которые постепенно
присоединяли к своим владениям все новые и новые территории. В 1529 году
пришлось выдержать первую осаду турок, которые завоевали Венгрию и тем самым
открыли себе свободный путь к австрийской столице. Жители Вены сожгли все
пригороды и срыли замок на Каленберг, чтобы лишить турок всякого прикрытия, и
в течение 18 дней выдерживали осаду, пока им на помощь не пришло
подкрепление. Множество немецких городов (например, Нюрнберг и другие)
прислали тогда Вене крупные пожертвования, чтобы она могла вновь воздвигнуть
свои укрепления.
Через
полтора века турки снова осадили Вену, но городские жители во главе с
бургомистром Либенбергом организовали защиту своей столицы, в стенах которой
тогда укрылось и население пригородов. Вена выдерживала осаду и отбивала все
атаки, пока не подоспела помощь Яна Собесского.
Отчасти
именно бурные события истории привели к тому, что Вена никогда не была
мировым центром. С одной стороны, национальные противоречия постоянно
подтачивали империю, с другой — городу не хватало свободного выхода в море.
Но, может быть, благодаря этому Вена и сохранила в своем архитектурном облике
цельность и однородность старины, чего нет в большинстве крупных европейских
городов.
Старая
Вена — это своеобразный историко-архитектурный музей с характерными чертами
средневекового города, узкими изломанными улицами и темными, прижавшимися
друг к другу домами и церквами. Нет ни одного свободного клочка земли: но
увенчанные каноническими куполами и островерхими гранеными шпилями строения
седой старины подчас теряются среди зданий пышного барокко, возведенных в
конце XIX века, или в причудливом сочетании барокко с готикой.
На
Соборной площади почти на 140 метров ввысь взметнулась стройная башня собора
Святого Стефана, который венцы любовно называют «Штефель». Этот центр и
символ Вены является крупнейшим готическим собором Австрии: он красуется
почти на всех венских сувенирах и вызывает неизменное восхищение всех, кто
способен оценить прекрасное.
«Штефель»
строился, перестраивался и подновлялся в течение трех столетий. Его ажурная
башня кажется особенно легкой рядом с основным зданием, а из ее проемов
открывается величественная панорама' от Дуная и начинающейся за ним равнины
на востоке до высоких холмов Венского Леса.
Крутая,
с острым гребнем крыша собора устлана многоцветной глазурованной черепицей, а
стены покрыты искусно высеченными узорами: лепные, резные, литые и кованые
украшения создавали великие умельцы, большинство из которых остались
безымянными. В средние века каждый венский подмастерье, добившись звания
мастера, вколачивал гвоздь в особый деревянный столб. И мастеров в Вене
оказалось так много, что со временем столб превратился из деревянного в
«железный». Он и сейчас стоит неподалеку от «Штефеля» как символический
памятник усердию, трудолюбию и таланту народа, построившего один из
красивейших городов мира.
В 1945
году, отступая от Вены, гитлеровцы подожгли собор, который полыхал около трех
дней. Сгорела крыша, упал 20-тонный колокол, обвалилась часть стены, были
уничтожены многие украшения. Погиб и знаменитый орган, на котором играли
многие всемирно известные музыканты и композиторы. Старожилы рассказывают,
что собор Святого Стефана от полного уничтожения спас молоденький рыжеволосый
русский лейтенант. Вокруг все горело и рвались снаряды, а он под пулями вместе
со своими солдатами бросился тушить полыхавший собор, когда воду носили
только касками и другими подручными средствами
С
запада и юга австрийскую столицу окружает знаменитый Венский Лес. Это крайние
отроги Альп и покатые возвышенности, которые становятся все более высокими и
крутыми по мере удаления от города. На их склонах расположились кудрявые
рощи, виноградники и отдельные строения. В будние дни этот красивый район
производит впечатление тихой местности, которую населяют лишь распевающие на
все голоса птицы, а на дорогах встречаются автомобили с туристами. В
воскресные же и праздничные дни сюда устремляются и сами горожане.
Самой
парадной улицей Вены является Рингштрассе, возникшая на месте крепостных
стен, окружавших город в средние века. По обеим сторонам улицы Ринг находятся
главные правительственные учреждения Австрии. Здесь же высится построенная в
готическом стиле Ратуша, на шпиле которой установлена фигура Рыцаря, ставшего
символом и гордостью муниципальных властей города. Когда Ратушу сооружали,
представители духовенства потребовали, чтобы ее шпиль был не выше шпиля
близлежащего собора, поэтому здание Ратуши пришлось укоротить на два метра.
Но в это время городу подарили статую Рыцаря, и таким образом Ратуша
победила.
Живописная,
утопающая в зелени Вена, расположенная на берегу «голубого Дуная», всегда
полна очарования. С этой рекой связаны многие исторические даты и
знаменательные события культурной жизни Австрии: именно очарование Дуная
питало творчество И. Штрауса.
Вена и
музыка — понятия неразрывные. Вы идете по улицам этого удивительного города,
а из открытых окон домов доносятся знакомые мелодии менуэтов В.-А. Моцарта,
сонат Л. ван Бетховена и вальсов И. Штрауса. В доме И.Штрауса сейчас
разместился кабачок «Либер Августин», и хотя с виду он весьма невзрачен, в
нем побывало много известных всему миру людей. В одной из комнат кабачка на
сводчатом потолке воспроизведены автографы знаменитых людей. В.-А. Моцарт и
Марк Твен, И. Штраус и Ф Шаляпин, С. Цвейг и Э. Карузо пили здесь пиво из
массивных кружек с крышками...
В одном
из старинных домиков на маленькой кривой улочке жил и работал Франц Шуберт.
Рассказывают, что балкон домика Ф. Шуберта выходил во двор, и когда у
композитора не было денег, он вывешивал на перила балкона свои брюки с вывернутыми
карманами, чтобы кредиторы не беспокоили его напрасно...
Вену за
ее улыбки и роскошь, за моды и музыку всемирная молва еще в XVIII веке
окрестила «веселым городом». Это определение сохранилось за ней и по сей
день: город действительно выглядит веселым и привлекательным. Если вы даже не
были в Вене, стоит только произнести название австрийской столицы, — и в
вашем воображении зазвучат пленительные звуки вальса, зашелестит тенистый
Венский Лес, заиграют на солнце волны «голубого Дуная»...
|