100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Киев – мать городов русских
На
высокой горе, поднимающейся над седым Днепром, раскинулась широкая и
величественная площадь Богдана Хмельницкого. Здесь сверкает ровный и чистый
асфальт, ходят трамваи и троллейбусы, но стоит только оглядеться, как на вас
сразу же повеет древностью. Неподалеку от площади, по левой стороне
Владимирской улицы, сохранились остатки Золотых ворот, выстроенных в 1037
году — во время правления князя Ярослава Мудрого. За ними высится знаменитый
Софийский собор, заложенный князем в том же году в память победы над
печенегами...
Немного
найдется в мире городов, вокруг возникновения которых происходило бы так
много споров в среде ученых историков, археологов и любителей древности. А
начало этим многочисленным дискуссиям положил Нестор-летописец, который в «Повести
временных лет» поместил легенду, согласно которой апостол Андрей в I веке
побывал в Поднепровье и на одной из киевских гор водрузил крест как символ
будущего города.
«Повесть
временных лет» начинает последовательное изложение истории Киева как столицы
Древнерусского государства с 862 года. Однако и сам летописец пытался
докопаться до ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в
Киеве нача первее княжиты».
Археологические
раскопки свидетельствуют, что территория нынешнего Киева была заселена уже в
I веке до нашей эры. Возникшие здесь поселения своего наивысшего развития
достигли к II—III векам, после чего началось их постепенное угасание. С IV
века славянское население здесь стало проживать постоянно, и с этого времени
город начал расти и развиваться.
Однако
проблема происхождения Киева, как указывалось выше, постоянно привлекала к
себе внимание ученых, которые приходили к самым противоречивым выводам о
времени основания города и об этническом происхождении его основателей.
Начальные шаги города над Днепром чаще всего связывали не со славянами, а с
другими народами — сарматами, готами, гуннами, норманнами, аварами. Так,
например, основываясь на некоторых древнескандинавских источниках, Киев
отождествляли с городом Данпарстадом — легендарной днепровской столицей
готов. В «Старшую Эдду» вошли, в частности, «Речения Хамди» — один из
вариантов истории несчастной Сванхильды, выданной замуж за готского короля Германариха
и казненной им самым жестоким образом. Хамди и два его брата, отправившиеся в
путь, чтобы отомстить за смерть сестры, попадают в столицу готского короля,
где видят «дворец готов и склоны глубоких берегов». Некоторые исследователи
(например, Г. Вигфуссон) встречающееся в тексте «Речений Хамди» слово «djupat»
(глубокий) пытались исправить на «Danpar» (Днепр) и таким образом объединить
ставку Германариха на Днепре и Киев в одно.
Данпарстад
упоминается также в «Песне об Аттиле», «Херварасаге», «Песне о Хльоде и Анганте»,
но и отсюда можно сделать вывод лишь о том, что в Приднепровье существовал
какой-то политический центр готов, однако это вовсе не означает, что он
располагался на территории современного Киева.
Древнерусская
легенда повествует, что Киев основали три брата — Кий, Щек и Хорив, и легенда
эта в древней Руси была очень известной: так или иначе она вошла в состав
всех летописей, которые освещают начала древнерусской истории. В «Повести
временных лет» у Нестора-летописца читаем:
Полем
же жившем особе и володеющем роды своими, иже и до сее братье бяху поляне, и живяху
каждо съ своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим. И быша
три брата: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь.
Седяше Кий на горе, где же ныне Увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же
ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица.
И створище град во имя брата своего старейшего, и нарекоша имя ему Киев.
Аналогичные
рассказы есть и в тех кодексах, которые отражают другие летописные традиции,
нежели «Повесть временных лет». Легенда об основании Киева тремя братьями
вскоре после своего возникновения вышла за пределы Руси и распространилась
среди соседних народов, в первую очередь — западных славян. Со временем это
предание перекочевало и в неславянские страны: подвергаясь определенной
переработке, оно нашло свое отражение в «местных источниках» (например,
армянский вариант киевской легенды встречается в «Истории Тарона» Зеноба Глака).
Вначале
Киев оставался сравнительно небольшим городом — центром Полянского союза
племен. Со временем славянские союзы переросли в Древнерусское государство,
вместе с ними рос и Киев, постепенно превратившийся в «стольный град
державы».
В
середине IX века в Киеве правил Аскольд — последний представитель династии
Кия. В 862 году новгородский князь Олег и его воины «пришли к горам
Киевским». Увидев город, князь так сильно пленился его красотой, что, покорив
его, официально провозгласил Киев столицей Руси и произнес знаменитые слова: «Да
будет (Киев. — Н.И.) матерью городам русским!».
Однако,
кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства страны,
сравнительно с севером, тому были и другие обстоятельства. Киев находился
там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои — Припять и Десну,
поворачивает на восток, в степи — жилище кочевых народов. Здесь и должна была
утвердиться главная защита от них; здесь же, вероятно, было и сборное место
для русских лодок, отправлявшихся в Черное море.
В годы
княжения Олега Русь освободилась от тяжкой и унизительной зависимости перед
Хазарским каганатом. Подобно своему предшественнику Аскольду, князь Олег
совершил два похода на Царьград (в 907 и 911 гг.) и оба раза одержал славные
победы. В русско-византийском договоре 911 года Киев выступает уже как
общепризнанная столица Руси.
При
преемниках Олега, князе Игоре и княгине Ольге, Киев рос и укреплялся, но в
основном он оставался деревянным городом. Правда, во время правления княгини
Ольги в Киеве уже начинается каменное строительство.
Одну из
наиболее ярких страниц в историю Древней Руси и ее стольного града вписал
князь Святослав. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много
воинов храбрых. И легко ходил он в походах, как пардус, и много воевал».
Действительно, недолгое княжение Святослава было наполнено шумом походов и
звоном битв: под его водительством храбрые дружины прошли от Волги до Дуная,
везде прославляя русское оружие. Воюя в далеких странах, князь Святослав
редко бывал в Киеве, чем и воспользовались печенежские ханы — извечные враги
Руси. В 968 году они осадили Киев, в городе начался голод, не хватало воды.
Но система киевских укреплений выдержала осаду, а тут и подоспевшее войско
воеводы Претича освободило стольный Киев-град.
Богатырским,
героическим временем было и правление князя Владимира Красное Солнышко, как
его назвали русские былины. Это были годы блестящих успехов Древнерусского
государства, когда складывалась и развивалась самобытная и яркая культура
древнерусской народности. Расцвел и стольный град Киев.
На
Киевских горах воссияла благодать Божья, когда русский народ принял Святое
Крещение и стал исповедовать святую веру Христову. «Что солнце между
планетами, что царь между народами, то Киев между городами. На высокой горе
стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми маковками и
крестами церквей, словно святою короною», — так писал украинский писатель
Е.П. Гребенка.
Быстрый
рост Киева в X — первые годы XI века отмечали все иностранные
путешественники, послы и купцы, побывавшие в нем. Город поражал приезжих
своим богатством, многолюдством, пышностью дворцов и храмов. Т Мерзебургский,
саксонский хронист начала XI века, отмечал, что «в большом городе Киеве
насчитывается 400 церквей, восемь торжищ и необычайное скопление народа».
В
истории Киева Щелую эпоху составляет время правления князя Ярослава, который
крепко держал бразды правления в своих руках, цвела при нем Русская земля, за
что и прозвали его на Руси и .в других государствах Мудрым. Во время его
княжения Киев перешагнул свои первоначальные границы и быстро расширился во
всех направлениях. Да и принарядил князь Киев не хуже
Царьграда-Константинополя, возвел новые стены на земляных валах и соорудил
Золотые ворота. Кое-кто упрекал князя в расточительности: мол, к чему эта
позолота, да и ворота слишком большие — ширина их равнялась ширине средней
части главного киевского собора.
Но
князь Ярослав знал, что делает, и на украшение Божьих храмов не жалел никаких
средств. А ворота — это лицо города: пусть все — и странники, и торговцы, и
друзья, да и враги тоже — сразу видят, как богат, красив и могуч Киев И новые
храмы поставил князь в Киеве, один Георгиевский, другой Ирининский, а главную
церковь земли Русской, сердце русской митрополии, он посвятил мудрости<—
Софии.
Софийский
собор в Киеве был заложен на самом высоком месте — на поле победоносной битвы
киевлян с печенегами. Потому многокупольный Софийский собор открывался
путнику отовсюду, через какие бы ворота он ни вошел в город. В последние годы
правления князя Ярослава Мудрого была заложена и Киево-Печерская лавра— первообраз
и идеал русских монастырей.
Слава
Киева была тесно связана с жизнью Ярослава Мудрого, а со смертью своей князь
как будто унес в гроб не только счастье стольного града, но и могущество
Руси. При некоторых преемниках князя Киев еще продолжал украшаться, в нем
строились новые монастыри и церкви, однако некоторые князья стали больше
заниматься родовыми счетами и преследовать личные цели. Они не только не
щадили «матери городов русских», но и интересами Руси пренебрегали, сами
водили в нее врагов и вместе с ними разоряли и страну, и первопрестольный
Киев-град.
Приходилось
терпеть Киеву и ужасные разорения от соотечественников: так, например,
суздальский князь Андрей Юрьевич в 1169 году приступом взял Киев, разграбил
его, а потом отдал на расхищение своим союзникам. Н.М. Карамзин в «Истории
государства Российского» писал: «Победители, к стыду своему, забыли, что они
россияне: в течение трех дней грабили не только жителей и дома, но и
монастыри, церкви, богатый храм Софийский и Десятинный, похитили иконы
драгоценные, ризы, книги и колокола».
В 1204
году Рюрик Ростиславич, желая возвратить себе Киев, позвал половцев и вместе
с ними взял город приступом. Потом он не только разграбил город, но не
пощадил даже жизни старцев и невинных детей. Однако выгодное географическое
положение давало Киеву возможность быстро возрождаться, поэтому восстававший
после каждого нашествия город еще долго привлекал к себе взоры и враждовавших
между собой русских князей, и соседей-кочевников.
А потом
последовало грозное нашествие монголо-татар, которое на долгие годы повергло
город в безвестность. Монголо-татары во главе с Менгу, двоюродным братом хана
Батыя, приблизились к Киеву в 1239 году. По словам летописей, вражеские
военачальники так «удивились красоте и величеству города», что Менгу не
решался штурмовать укрепления древнерусской столицы, а пытался склонить
киевлян к сдаче, на что те ответили гордым отказом. Пришлось послам
возвращаться ни с чем, но в 1240 году объединенные войска хана Батыя
переправились через Днепр и осадили Киев. Галицкий летописец так сообщал о
появлении возле города несметных вражеских полчищ:
Пришел
Батый к Киеву с большой силой, со множеством своих воинов, окружил город,
обступила сила кочевников, и был город в великой осаде... И нельзя было
голоса слышать от скрипения множества телег, от рева верблюдов и от ржания
стад его коней. Вся Русская земля наполнилась воинами!
Разрушив
Киев, орды хана Батыя понеслись на запад и, словно огненный смерч,
прокатились по Волыни и Галицкому княжеству, разорили Польшу и Венгрию.
Долгое время не мог оправиться Киев после нашествия армии хана Батыя. Овладев
городом, монголо-татары уничтожили часть жителей, которые защищали его, а
другую часть (в основном ремесленников) увели с собой. Число киевских жителей
сократилось с 50 000 до двух-трех. К середине XIII века татар в Киеве сменяют
литовцы, потом поляки.
В
середине XVII века начинаются кровопролитные войны против господства польской
шляхты. Во главе казачества тогда стоял запорожский гетман Богдан
Хмельницкий. После ряда славных побед он торжественно направился к Киеву, где
его радостно встречали и оказывали всякие почести. Когда Богдан Хмельницкий
изгнал из всей Украины польских помещиков, поляки объединились с татарами и
турками, решив окончательно захватить Украину. И тогда гетман обратился к
московскому царю Алексею Михайловичу, прося его принять Украину под свое
покровительство и присоединить к России. С этого времени начинается новая
славная страница в истории Киева — города, на долю которого выпало много
всякого рода испытаний и превратностей судьбы...
|