100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Фес – религиозная столица Марокко
На
крайнем западе обширного арабского мира расположилось древнее государство
Марокко, берега которого еще в давние времени посещали греки, римляне и
финикийцы. Античная мифология сохранил легенду о «Геркулесовых столпах»,
которые воздвиг себе по обе сторон от Гибралтарского пролива Геракл. Эти
«столпы» — скалы Гибралтар Джебель-Муса — считались у древних народов рубежом
мира на западе
Города
Марокко так непохожи один на другой, что кажется, будто выросли они на разной
почве и строили их разные народы. Отчасти произошло это, может быть, потому,
что культура этой арабо-берберской страны вместила в себя и богатство
античного мира, и достижения иудейских ремесленников, и идеи ученых, бежавших
из Испании от преследований инквизиции.
Средневековые
арабские города не имели единой градостроительной системы. Одни (например,
Дамаск) возникли в глубокой древности и сохраняв в своей архитектуре черты
античности и ранневизантийского периода, другие (Фустат, Куфа, Басра и т.д.)
возникали на местах, где располагались арабские гарнизоны, что изначально и
определило их строгий функциональный характер городов-лагерей.
История
Феса начинается в первые века ислама От известных городов Востока, Багдада
или Каира, Фес отличается тем, что сохранил в архитектуре города свою
многовековую историю. А судьба города уникальна, так как он был основан
дважды. В 789 году султан Мулай Идрис I, сын Фатимы — дочери пророка Магомета,
решил не расширять Волюбилис — старую столицу Марокко, а построить
собственный город на правам берегу реки Фес30. В 808 году его сын, Идрис II,
построил напротив укрепленного лагеря отца, на левом берегу Феса, королевскую
резиденцию, мечеть и рынок
Исследователь
Т.Х. Стародуб отмечает, что длительное время, вплоть до последних десятилетий
XI века, это были два противостоящих друг другу и враждующих между собой
городка О первоначальном планировочном замысле и характере застройки что-то
определенное сейчас сказать трудно, но уже через полвека в каждом из них была
своя квартальная мечеть. Полулегендарная история приписывает основание этих
мечетей двум сестрам — дочерям некоего выходца из города Кайруна. Похожие
друг на друга, как сестры, обе мечети имели свой молитвенный колонный зал с
нефами, параллельными стене киблы, небольшой минарет и сахн — обсаженный
деревьями дворик.
Во
время правления Фатимидов обе мечети приобрели статус соборных, что сказалось
не только на архитектуре их самих, но и окружающих зданий. Обе мечети
оказались в центре общественной жизни своих городков: к ним сходились
торговые и проезжие улицы, и потому вокруг них стали группироваться и жилые
кварталы.
Из-за
своего более удобного географического местоположения левобережная часть Феса
в этот период развивалась интенсивнее, чем правобережная. Именно к западной
части города вплотную подходили пути, связывавшие Фес с берегами Атлантики и
Средиземного моря. В 1069 (или 1075) году, когда султан Юсуф ибн Ташфина Альморавида
объединил оба города в один, в левобережной его части развернулось обширное
строительство. В объединенном городе выделился общий центр, которым стала
мечеть Караиун, впоследствии приобретшая функции мусульманского университета
Архитектура
мечети Карауин в ее современном виде, за исключением отдельных достроек и
изменений в декоре, сложилась в основном в эпоху правления династии Альморавидов.
Со второй половины XII века и весь город Фес стал развиваться с ориентацией
на эту мечеть-университет. Позднее мечеть обросла комплексом других зданий,
прежде всего, связанных с университетом и медресе. Их близкое расположение и
обращенность порталов медресе на мечеть были вызваны не только архитектурными
замыслами, но и необходимостью приблизить общежития студентов к месту занятий
и богослужения. Медресе, завия (странноприимный дом), бани, гостиницы и
другие постройки, включая торговые ряды Кайсария, плотным кольцом обступали Карауин,
поэтому жилым домам горожан практически невозможно было разместиться рядом с
мечетью. Однако среди всевозможных изогнутых улиц и тупиков нетронутыми
оставались пути, соединявшие Карауин с главными городскими воротами Феса.
В Фесе
около 800 мечетей, но главной остается Карауин, расширенная в XIII веке. Это
самая большая мечеть Северной Африки, во время религиозных праздников в ней
одновременно могут разместиться 22 000 человек. По сей день в древний
арабский университет Карауин приезжают учиться молодые люди из Ливии, Алжира
и Судана, в его стенах получили образование многие политические деятели
Марокко
В
отличие от Карауина мечеть Андалу в другой части Феса осталась обычной
мечетью — главным культовым зданием только правобережной части города.
Центральное положение мечети Андалу в этой его части города подчеркивается
сходящимися к ней и обтекающими ее главными улицами правобережья, торговой
площадью и великолепным монументальным порталом с высоко поднятым кедровым
навесом.
Фасады
обеих мечетей выходят на оживленные улицы, к ним можно подойти с разных
сторон, кроме того, они имеют круговой обход для проведения религиозных
шествий. Один из таких праздников ежегодно проводился в конце августа —
начале сентября в честь основателя города Мулай Идриса I. Наряду с шествиями
по городу обязательны обходы вокруг квартала Завия, в котором находится
мавзолей основателя города. В стену мавзолея вделана мемориальная медная
доска с отверстием, в которую правоверные мусульмане просовывают руку: эта
церемония символизирует их общение с «душой святого», который наводит на них
«барака» — милость Аллаха.
Другой
праздник отмечается студентами Карауинского университета в память о
полученных ими в XVII веке привилегиях от династии Алау-итов за поддержку,
которую они оказали этим правителям в получении власти. В благодарность
владыка предоставил студентам право ежегодно в течение одного месяца
управлять городом. Рассказывают, что студенты в дни своего правления
прекращали неправедные суды и расправы, стремились делать для горожан лишь
добрые дела: занимались просветительством и старались облегчить положение
бедняков, больных, стариков. Сохраняя свою религиозную окраску, праздник этот
позднее включил в себя и черты народного карнавала.
Как и
все марокканские города, Фес разделен на две части: старую — Фе#аль-Бали и
новую— Фес-аль-Джедид Окруженный нескончаемыми садами и виноградниками, город
в прошлом был важнейшим торговым центром. И сегодня в Фесе много живописных
базаров, каких, пожалуй, не встретишь в других городах Марокко. Узкие
улицы-траншеи, где не разъехаться двум встречным ослам, переходят в
полутемные, крытые железом тоннели. По обе стороны тянутся нескончаемые ряды
прилавков, заваленных обувью, посудой, парчой .. Ряды ювелирных изделий
кажутся волшебной пещерой из сказки «Али Баба и сорок разбойников»: от пола
до самого верха, как связки баранок, здесь развешаны золотые браслеты,
ожерелья, кольца, бусы; проходы заставлены чеканной серебряной посудой, на
стенах— дорогие кинжалы, мундштуки, кальяны...
После
переезда короля в Рабат Фес стал обычным провинциальным городком, но остался
религиозный святыней Марокко, к тому же сохранил за собой славу торгового и
ремесленного центра. Главное очарование города — это средневековая медина Когда
в Мекке пророку Мухаммеду стала угрожать опасность, он перебрался в город
Медину, и с тех пор так называются старые кварталы любого мусульманского
города. Медина в Фесе и сейчас остается точно такой же, как ее описал
знаменитый путешественник XVI века Лев Африканский: те же узкие улочки, те же
лавки и мастерские — все на своих местах.
Можно
часами бродить по улицам фесской медины — мимо культовых зданий, общественных
бань, украшенных разноцветной керамической плиткой фонтанов... Ни один турист
не пройдет мимо построенного в 1357 году медресе Бу Инания, не полюбовавшись
его створчатыми дверями, отделанными бронзой, лестницей из оникса и фаянса, тончайшими
декоративными арабесками, куполом с деревянной отделкой. Внутренний двор
медресе тоже отделан ониксом, мрамором и ценными породами дерева. Галереи трехэтажного
здания отделены от двора ажурной деревянной загородкой, которая скрывает
выходящие на балкон комнаты. Все стены покрыты мозаичной плиткой, а вдоль
стен — витиеватые стихотворные надписи, выполненные черными буквами на белой
черепице.
Медина
в Фесе начинается сразу же за воротами Бу-Джелуд. Когда-то они
предназначались для торжественных выездов султана, а теперь под пышной
центральной аркой, украшенной богатым орнаментом, пестрым потоком течет
шумная людская толпа. Медина разделяется на отдельные районы, каждый из
которых представляет собой замкнутую структуру: имеет свою мечеть,
собственное водоснабжение, хлебопекарню и хамам (турецкую баню). Узкие,
извилистые улочки медины, фонтаны во внутренних двориках, шум базара
складываются в ни с чем не сравнимую картину, которая как будто открывает
окно в другой мир. Вечером, когда ветер с гор приносит в узкие улочки медины
прохладу, они наполняются народом. В одной из многочисленных лавчонок
марокканец может купить глиняную посуду, в общественной пекарне — испечь
хлеб, из городского фонтана — набрать воды. Туристов привлекает в медине
пышный дворец султана, экзотика пестрых лавочек, пряные запахи и андалузские
мелодии, звучащие в кофейнях... Товары, которые в медине являются предметами
первой необходимости, в европейской части Феса становятся сувенирами.
Жители
Феса в большинстве своем носят национальную одежду: длиннополые, наподобие
халата, бурнусы, фески и белые остроносые бабуши, что придает городу еще более
своеобразный колорит. Только в Фесе делают «отличные бабуши», «великолепные
бабуши» — кожаные тупи без задников.
В Фесе
выделывают кожи уже более 1000 лет, и в течение всего этого времени более 40
поколений кожевников передают младшим секреты дубления, отделки и окраски
кожи. Мало кто знает, что фесские ремесленники обрабатывают кожи по старым
рецептам — без применения кислот, щелочей и другой «химии». Сначала
предварительно обработанные шкуры опускают в большие чаны со специальным
раствором, которые располагаются в городе прямо под открытым небом, и
выдерживают в них сутки. Затем шкуры переносят в чаны, где концентрация
дубильных веществ выше, потом в другие, и так продолжается несколько дней.
Затем
шкуры укладывают друг на друга в штабеля,'чтобы танниды распределились более
равномерно. Потом кожу промывают, отпрессовывают, разглаживают, высушивают и
только после всего этого из нее делают лучшие на свете бабуши — такие,
которые даже неискушенный покупатель отличит от всякой другой обуви на любом
базаре Марокко.
|