100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Ур Халдейский
Человеку,
побывавшему сегодня в той части Ирака, которая, словно руки, с двух сторон
обнимает Тигр и Евфрат, трудно поверить, что 5— 6 тысячелетий назад это был
один из самых густонаселенных и, может быть, самый цивилизованный уголок
земли. Сейчас эти места пустынны: с безоблачного неба льет свои знойные потоки
солнце, сильный ветер гонит тучи песка, дожди выпадают редко. Лишь на
короткое время весной желто-бурая пустыня расцвечивается зеленью трав и яркой
пестротой цветов.
Однако
именно в этом угрюмом краю был очаг величайшей цивилизации на земле, здесь возникла
древнейшая из известных культур и древнейшее из открытых до сих пор
государств.
Уроженцем
Ура был Авраам — избранник бога Яхве, заключивший с ним «завет» и ставший
родоначальником евреев и арабов (через Измаила). Из города Ура,
располагавшегося в Южной Месопотамии, Авраам был призван Богом, который
сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и
иди) в землю, которую Я укажу тебе».
Сейчас
на голой и бесплодной пустыне высятся холмы, по названию самого высокого из
них арабы называют всю местность «аль-Муккай-ир» — «Смоляной холм» Впервые
изучение этого края началось в 1854 году, когда Д.Е. Тейлор, английский
консул в Басре, во время одной из своих инспекторских проверок начал
обследовать некоторые районы Месопотамии. Он и определил «Смоляной холм» как
место, под которым скрыты развалины библейского города Ура.
На
развалинах храмовой башни Д.Е Тейлор обнаружил цилиндры с надписями, которые
упоминали имя царя Набонида, но тогда консул еще не мог прочитать надписи
вавилонского царя. Более того, в самой Англии не нашлось никого, кто бы
заинтересовался ими. Сообщение Д Е. Тейлора о его попытках проникнуть в тайны
«Смоляного холма» в Лондоне было принято спокойно, даже равнодушно, а потом и
вовсе сдано в архив. В своей книге «Библейские холмы» немецкий писатель Эрих Церен
отмечает, что Англия, обогатив свои «музеи быками-колоссами с человеческими
головами, чуть было не проспала славу первооткрывателей библейского Ура
халдеев». Честь этого открытия она разделила с американцами, когда экспедиция
Пенсильванского университета в конце XIX века предприняла на заброшенном
холме пробные раскопки. Но и американцы не опубликовали ни одного сообщения о
результатах своих исследований.
В конце
Первой мировой войны попавший в Месопотамию английский солдат К. Томпсон,
чтобы скрасить свою однообразную солдатскую жизнь, стал осматривать руины
некоторых холмов. Но его ограниченных средств не хватало для серьезных
раскопок огромного холма, однако, вернувшись в Лондон, он сумел
заинтересовать Британский музей. Новые раскопки Ура начались только в 1922
году, когда музей Пенсильванского университета предложил Британскому музею
совместную работу под руководством археолога Л. Вулли Десять лет продолжались
раскопки в Уре, а затем они были приостановлены, чтобы научно обработать и
опубликовать накопившийся материал.
В Уре
археологи раскопали огромную храмовую площадь, на которой постройки
возводились в течение почти 2000 лет — от царей древнейшего шумерского
времени до великих царей Персии. Раскопанные экспедицией храмы были ограблены
еще в древности, но и сохранившиеся остатки позволили ученым установить
многое. Например, что деревянные двери храмов когда-то были облицованы
золотыми пластинками, а украшениями стен служили золотые звезды, гвозди и
лучи.
Самые грандиозные
постройки в Уре относятся приблизительно к рубежу III и II тысячелетий до
нашей эры — ко времени правления царей III династии. На центральной площади
Ура, как и в других древних городах Месопотамии, возвышался зиккурат —
массивная многоступенчатая башня, в которой стояла статуя могущественного
бога Нанна, покровителя города, — самое большое и красивое сооружение Ура.
Башня называлась «горой Бога», и ее было видно далеко за пределами города. В
стенах зиккурата археологи нашли множество глиняных конусов, которые
закапывались в землю при закладке здания. На них была надпись:
«Во
славу царственного сына Наина, сияющего с ясных небес, внемлющих мольбам и
молитвам... я, Варадсин, благочестивый правитель..., построил для бога дом
его, радость сердца Этеменнигур. Чудо и украшение земли, да стоит он вечно!»
Жилые
дома в Уре были достаточно комфортабельны по тем временам. Фундамент дома и
нижние части стен, чтобы предохранить их от дождя, были сложены из
обожженного кирпича, а остальная часть стен — из кирпича-сырца. В некоторых
кварталах Ура дома были высотой в два этажа: в нижнем, кроме обязательного
центрального дворика, располагались еще праздничная горница и второй
дворик-святилище (оно же было и семейной усыпальницей); во втором этаже
находились жилые комнаты, которые выходили на галерею. Такие дома были
рассчитаны на одну семью, но с ростом городского населения они стали
заселяться несколькими, порой и не родственными семьями.
Население
Ура составляли кузнецы, кожевники, рыбаки, сторожа, мастера-строители, жрецы
и жрицы разного ранга. У немалой части населения Ура имелись и
сельскохозяйственные интересы, но в основном жители были горожанами. Они уже
не стремились переселиться за пределы города, несмотря на всю скученность и
тесноту в нем. За городом могли безопасно жить только те, у кого уже нечего
было отнимать, а большинство жителей Ура имели тесные связи с царским двором,
храмами, с крупными мастерскими и т.д.
Экспедиция
Л. Вулли вела раскопки и на большом погребальном поле в районе храмов Ура. На
протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество
сокровищ и бесценных произведений искусства, и все же археологам удалось
найти две не потревоженные грабителями гробницы. Перед членами экспедиции
предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.
В углу
огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который
помещали тело умершего владыки. С ним оставались несколько приближенных,
которых умерщвляли, прежде чем тоже положить в склеп. Затем на дно огромной
усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто
добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие
всем погребальным обрядом, военачальники со знаками отличия, дамы из
придворного гарема — в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах,
слуги, музыканты, рабы...
Следом
за ними въезжали повозки, запряженные быками или ослами, а замыкали шествие
воины, которые становились на страже у входа в гробницу, как и подобает
солдатам: с медными копьями на боку и медными шлемами на голове. Все
участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне
могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу
со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.
Обширное
собрание предметов было найдено в царских гробницах Ура, и среди них такие
известные, как «золотой козлик в зарослях», «царский штандарт», шлем Мескаламдуга,
головной убор Пуаби, многочисленные печати со сценами «фриза сражающихся». А
еще трапециевидные арфы, украшенные инкрустированными изображениями животных:
орел с львиной головой парит над двумя рогатыми животными, у священного
дерева стоят два быка, сцена борьбы между львом и быком, которые поднялись на
задние лапы, обхватив передними друг друга. Кроме этих сюжетов, на
инкрустациях арфы ученые обнаружили «человека-быка» с рогами и копытами. Это
был особый тип музыкальных инструментов, которые можно определить как
«инструмент-изображение». Но когда и почему в древнем Уре возникла ассоциация
с быком, ученые пока не могут объяснить. Однако имелась в виду, вероятно, не
просто фигура животного.
Свирепый
бык молодой, круторогий... с бородой лазуритовой, исполненный красоты!
Так
говорится в одном из гимнов о Нанна — боге Луны. Лазурит пользовался у
шумеров особым почтением. В их мифах постоянно превозносилась красота этого
камня, ведь и богиня смерти Ласу обитала в подземном царстве в лазуритовом
дворце. Культ этой богини имел прямое отношение к теме смерти и загробного
мира, поэтому появление быка с «лазуритовой бородой» в царских гробницах
говорит о том, что он участвовал в погребальных церемониях.
В
царских гробницах были найдены и две деревянные четырехколесные повозки,
относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. Колеса и края повозок были
инкрустированы длинными рядами серебряных и лазуритовых бусин и украшены
серебряными кольцами и амулетами, тоже изображающими быков.
За
несколько прошедших тысячелетий дерево, конечно, сгнило, однако археологам
удалось реконструировать повозку, так как она лежала в яме совершенно
нетронутой. В каждую повозку были впряжены по три быка, их скелеты лежали
вместе с остатками сбруи. Перед головами быков находились скелеты конюхов,
которые держали животных за поводья. Внутри повозок ученые обнаружили останки
возниц, сидящих на своих местах и держащих в руках вожжи так, как их застала
смерть тысячелетия назад...
|