100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Брюссель
Зарождение
бельгийской столицы — города Брюсселя — относится к VIII веку Город возник
благодаря своему чрезвычайно выгодному географическому местоположению на
древних транспортных путях, которые соединяли северную часть Европы с
Францией, Германией и другими странами. Уже к X веку Брюссель становится
одним из главных городов княжества Брабант, а еще через четыре века, когда
город перешел во владение герцогов Бургундских, он превратился в крупнейший
торговый центр с богатым купечеством, аристократической верхушкой и патрициатом.
Брюссель
во многом не похож на другие столицы мира. Ему более 1000 лет, и около 800
из них он находился под иноземным владычеством бургундских герцогов,
императоров Австрии и Испании, Наполеона Бонапарта, голландцев и немцев. И
каждый новый хозяин стремился насадить в городе свои порядки и обычаи. Но
будучи столько веков в подчинении, Брюссель встал над центрами империй,
которые когда-то им правили, и сделался столицей европейского государства.
Более того, именно здесь размещаются штаб-квартиры многих международных
организаций, например, Европейского союза, НАТО и других.
За свою
долгую и бурную историю Брюссель не раз подвергался разрушениям со стороны
многочисленных завоевателей. В конце XVII века, например, армия французского
короля Людовика XIV уничтожила исторический центр, и сейчас во многом утрачен
традиционный облик средневекового города — города мастеров-ремесленников и
торговых гильдий. Потом была снесена часть «самого брюссельского квартала» Маролль,
где сейчас возвышается Дворец правосудия. А совсем недавно, меньше полувека
назад, был разрушен построенный в начале XX века Дворец народа — лучшее
творение архитектора Виктора Хорта, основоположника стиля «модерн» в
архитектуре.
Нынешний
Брюссель живописно раскинулся на обширной равнине, одна сторона которой
несколько приподнята на юго-восток. Это обстоятельство и обусловило
разделение Брюсселя на верхний и нижний город, между которыми расположилась
его центральная часть
Главное
место, куда устремляется всякий приехавший в бельгийскую столицу, — это Гранд-Плас,
то есть Большая площадь, которая на самом деле невелика. Однако трудно
представить Брюссель без этой площади со средневековым ансамблем окружающих
ее зданий. Вид нарядных фасадов старинных зданий с большим количеством
статуй, стрельчатых окон, устремленных в небо остроконечных башен, узорчатых
карнизов, длинных коридоров, дверей с замысловатой резьбой настолько
необычен, что путешественнику трудно сразу сосредоточиться на чем-то одном:
пышное сочетание готики и барокко сразу очаровывает своей величавой красотой.
На Гранд-Плас,
высятся старинные здания и среди них знаменитая городская ратуша, которая
строилась на протяжении нескольких веков. Знаменита она еще и тем, что ее
центральный вход несколько смещен, так как из-за ошибки архитектора он
расположен не на оси башни.
На Гранд-Плас
расположился и он — элегантное, точно сотканное из тончайших каменных кружев
здание, покоящееся на десяти колоннах. Это готическое строение возникло из
другого здания, находившегося здесь еще в XIII веке и известного в
исторических хрониках под названием «Хлебный дом». В XV веке «Дом короля»
подвергся большой реконструкции, а в XVI веке королем Карлом V вновь был
переделан, причем весьма значительно. Некоторое время в этом дворце жили
правители Брабанта, и потому его называли «Домом герцогов». Позднее дворец
переименовали в «Дом короля», хотя ни один король в нем никогда не жил.
Сейчас
в «Доме короля» разместился Городской музей, посвященный истории Брюсселя. В
его залах представлена подробная экспозиция развития города со времени его
основания. Множество моделей, планов и карт дают посетителям полное
представление о том, как развивалась столица Бельгии. Со стен свисают знамена
ремесленных корпораций, под стеклом витрин выставлены редкие документы,
принадлежавшие виднейшим людям страны, создававшим ее историю и строившим
город. В последние десятилетия два раза в год Гранд-Плас превращается в ковер
из бегоний, хотя в старину в Брюсселе не выкладывали цветочных ковров на
центральной площади в основном сжигали еретиков или рубили головы
бунтовщикам.
Увлеченный
тропическими растениями, завезенными в Европу в середине XIX века, Стаутеманс
решил сделать им рекламу. В 1950-х годах он создал цветочные ковры в
нескольких маленьких городах Фландрии и во французском городе Лилле. В 1971
году он покорил брюссельскую Гранд-Плас, и с тех пор 700 000 корней бегонии с
плантаций под Гентом привозятся в Брюссель и за несколько часов выкладываются
поверх брусчатки прямоугольником 77x24 метра. Такой ковер украшает главную
площадь бельгийской столицы в течение трех дней, так как в бегонии много
воды, и она без труда может продержаться этот срок. Считается, что
сегодняшние «цветочные ковры» берут свое начало от того ковра, который
разостлали верноподданные горожане испанскому королю Карлу V — уроженцу
Фландрии.
В 1549
году Брюссель устроил торжественную встречу Карлу V, и сейчас в городе
ежегодно с большой пышностью проходит праздничное шествие «Омеганг» —
воспроизведение той блестящей церемонии. Много часов продолжается торжество,
в котором участвуют сотни* людей и лошадей. При проведении празднества
сохранены все атрибуты той эпохи, а многие знатные фамилии Фландрии и Брабанта
представлены потомками, которые из поколения в поколение передают свои
исторические традиции. Их дети начинают «придворными пажами», а потом
вырастают в «баронов» и «герцогов». В Брюсселе вам покажут мостовые, по
которым ходил Карл V; алтари, у которых он преклонял колени, и таверны, в
которых он якобы любил повеселиться
Рядом с
Гранд-Плас, за углом, под темной колоннадой расположился барельеф лежащей
святой. Некогда несчастные матери, которые из-за бедности сами не могли
вырастить своих детей, клали новорожденных младенцев в специальный ящик,
устроенный под свечой. Через отверстие с другой стороны детей забирали
монашки. Сейчас медная рука святой натерта до ослепительного блеска, так как
ее гладят все, кто хочет исцелиться от какой-нибудь болезни.
Особое
положение приобрел в жизни Брюсселя, да и всей Бельгии, знаменитый «Маннекен-пис»,
которого бельгийцы любовно называют «старейшим гражданином столицы».
«Писающий мальчик» — это небольшой фонтан, огороженный решеткой. На каменном
возвышении в соответствующей позе стоит 2—3-летний бронзовый мальчик в
натуральную величину. Существует множество легенд о его происхождении. Одна
из них, например, повествует о шалуне, который был застигнут врасплох феей,
когда писал на крыльце ее дома. В наказание разгневанная фея превратила его в
камень.
Другое
предание рассказывает, что фигура «Писающего мальчика» изображает маленького
сына герцога Готфрида Брабантского и была изваяна в 1619 году знаменитым
бельгийским скульптором Ж. Дюкесноем. А сюжет статуи родился благодаря
следующему эпизоду:
Во
время борьбы герцога с восставшими вассалами удача отвернулась от правителя,
и победа стала склоняться на сторону противника. В самый критический момент
сражения солдаты вдруг услышали крики слуги, что в люльке сына герцога,
который сопровождал отца в походе, приключилась обыкновенная детская беда. С
громким смехом солдаты стали повторять:
«Маннекен
пис! Маннекен пис», и это событие воодушевило упавшее было духом войско,
солдаты бросились в атаку и выиграли сражение В память об этом событии
герцоги Брабантские и построили знаменитый фонтан.
Нынешняя
скульптура «Маннекен пис» высотой 61 сантиметр была изготовлена в XIX веке,
но установлена она на месте древних изваяний, которые стояли тут издавна.
«Писающий мальчик» пользуется всеобщей любовью, и по большим праздникам его
одевают в нарядные костюмы. Ему преподносят в подарок национальные одежды,
всевозможные костюмы и мундиры, и это уже давно стало традицией. По преданию,
первый костюм «Писающему мальчику» прислал в 1698 году курфюрст Баварский, а
через 50 лет французский король Людовик XV подарил ему наряд из золотой
парчи.
В
Городском музее выставлено более 100 копий «Маннекен пис», одетых в самые
разнообразные костюмы. Тут и одежда французских революционеров, мундир
придворного времен Наполеона Бонапарта, перья индейского вождя, форма
американского полицейского. Есть среди них и русская национальная одежда. В
залах музея хранятся и поднесенные «Маннекен пис» подарки, а также
посвященная ему литература: об истории «Маннекен пис» писали многие
бельгийские ученые и даже психологи.
«Писающий
мальчик», который знаменит гораздо больше, чем любой другой памятник,
награжден и многими орденами. В частности, высшим бельгийским орденом,
который был дан ему «за гордое и пренебрежительное отношение к врагу,
выразившееся в его независимой позе».
Среди
старинных зданий, расположившихся на Гранд-Плас, внимание туристов неизменно
привлекает «Дом портных и Виктора Гюго»: в этом доме французский писатель жил
после того, как его изгнал из Франции Наполеон III. По существу это даже не
один дом, а целый комплекс домов: в среднем из них, наверху которого стоит
бронзовая женщина, протянувшая руку к площади, и жил великий француз.
В главе
35-й бессмертного романа Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» есть
такие строки:
Три дня
спустя вошел он в богатое село Уккле, под Брюсселем. Возле гостиницы
«Охотничий Рог» его остановил дивный запах жаркого.
Сейчас Уккле
стало одним из пригородов Брюсселя, и здесь к одному из старинных каменных
зданий, немало повидавшему на своем веку, примыкает средневекового вида
постройка из красного кирпича. В ней и размещается небольшой ресторанчик
«Охотничий Рог» — тот самый, где Тиль Уленшпигель накормил нищих слепцов за
счет уккальского священника.
В
бельгийской столице есть места, связанные и с Россией. В 1929 году Н.М Котляревский
— личный секретарь барона П.Н. Врангеля, живший тогда в Брюсселе, решил
начать строительство храма во имя Иова многострадального. А кроме того, храм
возводился, чтобы не забылась память о царственных мучениках и всех верных
«белому делу».
Особая
художественная комиссия, в которую входили академик живописи И.Я. Билибин,
академик архитектуры Н П. Краснов и другие выдающиеся деятели русской
культуры, из 60 древнерусских памятников выбрала в качестве прообраза нового
храма придел церкви в Остроге
Как
гласит старинное предание, эту церковь во второй половине XVI века выстроил
царь Иван Грозный во имя преображения Господня - три шатра церкви были богато
украшены восходящими кверху ярусами кокошников.
Торжественная
закладка русской церкви в Брюсселе состоялась 20 января (2 февраля) 1936
года, но вскоре строительные работы прервала Вторая мировая война, и
освящение храма состоялось только в 1950 году. Рядом с храмом была выстроена
шатровая колокольня с колоколами «малинового звона». Во внутреннем убранстве церкви
прежде всего привлекают внимание памятные доски, которые содержат имена 144
архиереев (претерпевших мученичество) и имена вождей «белого движения»,
указаны на них также названия полков, кадетских корпусов и т.д. — всех тех,
кто «помнит и чтит светлое прошлое родной земли».
По
некоторым свидетельствам, в храме хранятся уникальные реликвии,
принадлежавшие членам расстрелянной царской семьи: крест и найденные в Коптяковском
лесу иконки и кольцо, Библия цесаревича Алексея, образ Святого Иоанна
Крестителя, находившийся в Ипатьевском доме, а также погон
государя-императора и его полушубок...
|