100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Тбилиси
Две крепости
в Тбилиси смотрят друг на друга через реку Куру — это остатки Метехского
замка и развалины статной Нарикалы, заложенной, как предполагают некоторые
исследователи, еще Александром Македонским. Из их узких бойниц смотрит сама
история, и многое помнят эти грозные стражи. Бережно хранит предания о
возникновении Тбилиси и память народная. Грузинский летописец Л. Мровели так
повествует об охоте царя Парнавоза (302—237 гг. до н. э.).
В этот
день вышел царь на охоту и на Дигомском поле погнался за оленями. И бежали
олени по ухабам и рытвинам тбилисским. Парнавоз преследовал их, пустил стрелу
и попал в оленя... Пробежал еще немного олень и упал у подошвы скалы.
Этот
отрывок из летописи имеет общие корни с народным грузинским преданием, в
котором рассказывается, как грузинский царь, охотясь однажды в вековом лесу
на месте, где теперь находится Тбилиси, ранил оленя. Истекая кровью, олень
свалился на бегу в теплый серный источник и, омыв рану в воде, быстро вскочил
и скрылся в лесу. Царь исследовал этот источник и, найдя его теплым и
целебным, приказал заселить эту местность. Есть у этого старинного предания и
другой вариант.
Однажды
охотился царь в ущелье реки Куры, вблизи от Мцхеты — тогдашней столицы
Грузии. Царю удалось подстрелить фазана, и убитая птица упала в густую чащу,
где охотникам не сразу удалось ее найти. Каково же было удивление царя, когда
после долгих поисков фазана нашли почти сваренным! Птица лежала в горячем
источнике, и царь решил основать в этом чудесном месте город.
Так
повествуют об основании города древние легенды, известные каждому грузину. С
самого начала своего возникновения город назывался Тбилиси (от слова «тбили»
— теплый), что зафиксировано не только в легендах и преданиях, но и в
многочисленных исторических документах, начиная с древних летописей. Сухие
строчки летописи «Картли Цховре-ба» рассказывают, что «Вахтанг Горгасали
строил город Тбилиси и положил его твердыне основание, а сын его Дачи
достроил стены Тбилиси и, как было завещано Вахтангом, сделал город царской
резиденцией».
Родословная
Тбилиси начиналась на правом берегу Куры — в районе серных бань,
приблизительно между нынешним Метехским мостом и плотиной «300 арагвинцев».
Многие бани сохранились в Тбилиси со старых времен, и среди них старейшая Ираклиевская
баня, за владение которой еще в XVI веке спорили члены царской семьи и князья
церкви.
Все
банные помещения находятся сейчас ниже уровня земли; они перекрыты круглыми
сводами и освещаются через стеклянный фонарь над куполом банного зала. В
старину время купания в банях не ограничивалось, и уже помывшиеся люди могли
оставаться в них хоть до утра. Тбилисские бани были своего рода «клубами»,
где горожане любили проводить свой досуг, здесь назначали деловые встречи и
даже задавали обеды. Городские свахи в специальные дни нередко устраивали в
банях смотрины.
О
тбилисских серных банях с восторгом писал А.С. Пушкин, приехавший в Тбилиси в
1829 году: «От роду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских
бань». Через 100 лет после поэта писатель А. Толстой так же восторженно
утверждал, что «сидя в мраморном бассейне, человек чувствует себя не то
Помпеем, не то Лукуллом».
Самое
раннее письменное упоминание о Тбилиси относится ко второй половине IV века,
когда Иран укрепил свое политическое влияние в восточной части Грузии. В
древней летописи говорится, что около 368 года питиахш (наместник)
персидского шаха, избрав своей резиденцией укрепленный город Тбилиси,
приступил к возведению дополнительных крепостных сооружений на Сололакской
горе. Делалось это в противовес Мцхета — древней столице грузинских царей, за
действиями которых и должны были наблюдать питиахши.
Периоды
мирного развития Тбилиси были сравнительно недолгими. Чтобы вырваться из
бедственного положения и найти союзника в борьбе с очередными врагами, в
XVIII веке Грузия обратилась за помощью к России. Но политические и
культурные связи Грузии и России начались гораздо раньше: первые грузинские
послы появились при дворе московского царя еще в XV веке. Они искали
сближения с могучим северным соседом, и царь Иван Грозный направил тогда в
Грузию отряд казаков. Еще более прочными стали русско-грузинские отношения в
XVIII веке, когда в 1722 году во время персидского похода Петра I между
русским царем и Вахтангом VI был установлен военный союз.
Средневековый
Тбилиси славился и как город замечательных поэтов, здесь расцвел гений Ш.
Руставели, И. Шавтели, М. Хонели и других. Крупных успехов достигли науки,
литература и искусство; в кельях монахов, на состязаниях стихотворцев в
царских дворцах прославленные поэты перекидывались шаири (четверостишиями),
здесь процветала духовная и светская литература.
С
Тбилиси связаны многие великие имена и русской литературы. «Через Грузию
неизбежно проходят в сердечном плане русские поэты», — сказал Н. Тихонов.
Этот город был всегда притягателен для русских поэтов, писателей и
художников; они связывали с ним свою судьбу, а покидая Тбилиси, мысленно
всегда возвращались к нему. «Волшебным краем» называл этот город А.С. Пушкин,
который был до глубины души взволнован приемом, который оказали ему в
Тбилиси. «Я не помню дня, — писал поэт, — в который бы я был веселее нынешнего;
я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня счастливым».
В
Тбилиси и Грузии жили писатели-декабристы В. Кюхельбекер, А. Бестужев-Марлинский,
А. Одоевский, поэты пушкинской плеяды — Д. Давыдов, А. Шишков, В. Тепляков. В
Тбилиси служил корнет Нижегородского драгунского полка М. Лермонтов,
сосланный на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» и посвятивший Грузии
своих «Демона», «Мцыри», «Дары Терека» и другие произведения. Из Тбилиси поэт
писал: «Если бы не бабушка, то, по совести говоря, я бы охотно остался
здесь».
Через
14 лет после отъезда М. Лермонтова сюда приехал Л. Толстой. Готовясь вступить
в Кавказскую армию, он поселился в доме немецкого колониста и вел дневники о
своем пребывании в Грузии. Здесь Л. Толстой написал свое первое произведение
«Детство», а десятилетия спустя — повесть «Хаджи-Мурат», в которой отразились
многие из его тбилисских впечатлений.
Не один
раз бывал в Тбилиси русский драматург А. Островский. В 1883 году, увидев в
грузинском театре актрису М. Саларову-Абашидзе в Роли Полины из пьесы
«Доходное место», он сказал ей: «Пока вы живы, моя Полина не умрет». Свой
первый рассказ «Макар Чудра» молодой Алексей Пешков опубликовал в тбилисской
газете «Кавказ» и впервые подписал его именем «Максим Горький». Поэма
«Девушка и смерть», наброски к легенде «Данко», несколько рассказов — все это
тбилисский период творчества М. Горького. В разное время через Тбилиси
пролегали литературные пути Г. Успенского, А. Белого, Д. Фурманова и других
писателей и поэтов. В Тбилиси находили добрых друзей В Маяковский, С Есенин,
Б. Пастернак, О. Мандельштам, К. Паустовский. С Тбилиси связаны имена
художника И Айвазовского и композитора П. Чайковского, В Немировича-Данченко
и Ф. Шаляпина; здесь бывали А Чехов, И. Репин, А. Рубинштейн, М. Балакирев,
художники В. Васнецов и В. Верещагин.
Друзей
у русских писателей и других выдающихся деятелей русского искусства в
«теплом» городе Тбилиси было немало. Многие останавливались в гостеприимном доме
князя Александра Чавчавадзе — поэта-романтика и образованнейшего человека
своего времени. Современники говорили о нем: «Все, что приезжало из
Петербурга порядочного и сановитого, молодого и старого, составляло
принадлежность гостиной князя Прелестное семейство его.. было в Тбилиси
единственным, в котором заезжие гости с Севера и Запада находили начало
святого грузинского гостеприимства в полном согласии с условиями
образованного европейского общества».
С
Тбилиси и семейством князя А Чавчавадзе была тесно связана судьба А. Грибоедова,
который, по словам одного из современников, «любил Грузию так пламенно, так
чисто, как редкие любят даже родину свою». В доме своего тестя22 он
встречался с передовыми представителями грузинского общества и вместе с ними
активно участвовал в решении вопросов, связанных с благоустройством Тбилиси,
учреждением публичной библиотеки, основанием газеты «Тифлисские ведомости».
Еще до того, как комедия «Горе от ума» была выпущена в свет, ее ставили на
тбилисской сцене любители. Неоконченную трагедию А. Грибоедова «Грузинская
ночь» современники признавали достойной «украсить не только русскую, но и всю
европейскую литературу».
Пантеон
грузинских писателей и общественных деятелей находится на полпути к святой
горе Мтацминда, нависающей с запада над Тбилиси щетинистым гребнем. А на
искусственной террасе у подножия скалистого склона сооружена церковь Мамадавити.
В VI веке, когда здесь были еще непроходимые леса, это место облюбовал святой
Давид — один из 13 отцов-миссионеров, возвратившихся из Сирии в Грузию.
Сначала на этом месте находились часовня и молельня монаха-подвижника,
впоследствии воздвигли небольшой храм, который в эпоху средневековых войн был
разрушен. Нынешняя купольная церковь Святого Давида возводилась в течение 10лет—
с 1861 по 1871 год. С церковным родником, вытекающим из расселины скалы,
связано одно старинное поверье, женщине, задумавшей сокровенное желание, надо
смочить в родниковой воде камушек и приложить его к церковной стене. Если
камушек удержится, значит, Всевышний услышал молитву и желание счастливицы
исполнится. 22 А.С Грибоедов был женат на Нине — дочери князя А Чавчавадце
Возле
церкви на двух разновысотных террасах и расположился Пантеон, где похоронены
великие грузинские писатели и поэты — И. Чавчавадзе, Н. Бараташвили и Г Табидзе,
драматург Д Эристави и другие. В южной части террасы находится один из
четырех сложенных ступенями больших камней черного Лабрадора с надписью на
грузинском языке: «Акаки». Здесь похоронен любимый поэт грузинского народа А.
Церетели. Неподалеку находится могила певца гор Важа Пшавела, а над ней —
необработанная каменная глыба, привезенная с его родного района.
В скале
на нижней террасе, в маленьком гроте с каменной аркой, видны две могилы. На
арке высечена надпись на грузинском языке: «Здесь покоится прах Грибоедова.
Воздвигла памятник этот супруга его Нина, дочь поэта Александра Чавчавадзе, в
году 1832». Рядом с ним похоронена и его супруга.
В
Тбилиси много музеев, но трудно определить, где кончается город и где
начинается музей. Художником и бытописателем старого города был Н. Пиросмани.
Своеобразие облика Тбилиси во многом определяется его местоположением часть
города находится в котловине, окруженной с трех сторон невысокими хребтами и
возвышенностями; другая часть расположилась на склонах гор Мтацминда, Таборис-мта,
Со-лолакского хребта и низких отрогах. Исторически Тбилиси, следуя рельефу
местности, строился по склонам гор, дома в городе располагались уступами,
скученно и плотно примыкая друг к другу. Современники отмечали, что в Старом
городе, «не касаясь ногами мостовой, а только поднимаясь и опускаясь с одной
крыши на другую, можно было обойти целый квартал и открыть себе вход в любой
дом».
Старый
Тбилиси многие десятилетия мало менялся в своей планировке. Да и современному
городу не хватает места, он вытянулся по долине Куры уже более чем на 30
километров, а его улицы все равно взбегают на склоны и заворачивают за отроги
гор. Природный рельеф всегда осложнял градостроительство в Тбилиси, но ему же
город обязан и своим неповторимым очарованием. Расположенные террасами
кварталы, меняющееся направление улиц, колоритное сочетание природы и
архитектуры — все придает Тбилиси красоту совсем особую.
|