100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Женева
Женева
расположилась на берегу Женевского озера, которое сами швейцарцы называют Леманом.
Женевское озеро - самое большое и самое красивое из всех швейцарских озер:
оно имеет форму месяца, рога которого направлены к югу. Вода Лемана пленяет
взор своим нежно-голубом цветом, она настолько чиста и прозрачна, что на
небольшой глубине можно отчетливо различить предметы, лежащие на его дне
Близость к югу и зеленые холмы и горы, за которыми возвышаются снежные
вершины, наделили Женеву мягким кли-матом. Поэтому даже летом, когда жарко
печет солнце, в городе бывает прохладно от свежего ветра, дующего с гор.
Красота Женевского озера и его берегов воспеты многими известными поэтами и
писателями — Д. Байроном, Вольтером, И.В. Гете; А. Дюма сравнивал Леман с
Неаполитанским заливом, Ж.Ж. Руссо сделал озеро главным местом действия
некоторых сцен романа «Новая Элоиза». Вначале Женева представляла собой
крепость, которая находилась в зависимости у галльских племен.
Примерно
в 120 году до нашей эры эти племена подчинились римлянам, а потом в районе
современной Женевы появились вышедшие в отставку римские легионеры, которые
получили здесь земли. Они построили ряд новых крепостей и укрепили Женеву,
защищавшую мост через Рону, который вел в страны, где жили еще не покоренные
Римом племена От этих времен сохранилось название одного из районов Женевы — Колоньи,
происшедшее от латинского «колонь» — мост содержится в «Записках о Галльской
войне» Юлия Цезаря, где говорится об этом мосте, разрушенном им в 58 году до
нашей эры в сражении с гельветами: римский полководец воспротивился массовому
переселению гельветов, перебиравшихся через Рону в районе Женевы. Шесть
строчек из «Записок о Галльской войне» высечены на камне, вделанном в стену башни,
расположенной на острове в центре Женевы. А на стене Старого города выложена
мозаика, изображающая вступление войск Юлия Цезаря в Женеву.
Во
времена римского владычества Женева процветала: здесь сходились дороги на
Лион, в долину Роны, на Базель и далее — в Южную Германию и Фландрию. Римляне
построили дороги и акведуки, постепенно вокруг крепости стали появляться
поселения, и маленький поселок со временем превратился в город. Вторгшиеся в
III веке на территорию Швейцарии германские племена, а в следующем веке — бургундцы
полностью стерли следы римского пребывания. Около 400 года в Женеву проникает
христианство, в городе возникла первая христианская община и приступил к
исполнению обязанностей первый из известных науке епископов.
Женева
всегда занимала довольно небольшую площадь, и город, стиснутый кольцом
крепостных стен, страдал от нехватки земли. Однако какой бы небольшой ни была
занимаемая Женевой территория, нехватка земли с лихвой окупалась выгодным
местоположением города, которое в средние века давало ему большие
преимущества. Поэтому в Женеве еще издавна стали устраивать ярмарки, которые
обычно приурочивались к большим религиозным праздникам. В XI веке здесь шла
бойкая торговля пшеницей, которую везли из Ломбардии, французскими и
фламандскими тканями, английским сукном; на женевских ярмарках продавали
холодное и огнестрельное оружие, ювелирные изделия и драгоценные камни; из
Испании и Лангедока привозили лен, из России — меха и мед, из немецких
городов — металлическую посуду и оружие.
Ярмарки
вызвали бурное развитие ремесел и в самой Женеве: в городе появились мелкие
мастерские сапожников, портных, оружейников, перчаточников, художников, которые
занимались росписью по дереву и тканям. Женева с этого времени и сама стала
вывозить свои товары в Италию, Испанию, Францию и Фландрию. Доставка товаров
в средние века была делом сложным и хлопотным: тюки с грузом везли через горы
на лошадях, поэтому в одиночку купцы не ездили, а составляли большие
караваны. Женевские власти организовали почтовые станции, на которых меняли и
кормили лошадей, а также охрану таких караванов. Появились своего рода
транспортные компании — предприниматели, бравшиеся доставлять товар, и первые
страховые компании. А в XIV-XV веках возникли банки, например, в Женеве имел
свой филиал знаменитый итальянский банк Медичи.
Став
центром международных ярмарок, Женева начала быстро богатеть, но с началом
эпохи Великих географических открытий женевские ярмарки стали приходить в
упадок. Старые торговые пути сместились, возникли новые; кроме того, короли
католических стран прервали связи с Женевой, которая к XVI веку утвердилась
как один из крупнейших религиозных и политических центров, став
«протестантским Римом». В это время многие европейские страны были охвачены
широким социально-политическим движением, которое было названо Реформацией.
Крупнейшим
феодальным собственником являлась католическая церковь, а между тем
зарождались уже новые, капиталистические, отношения; поэтому борьба между
феодалами и крепнувшей буржуазией обострялась. Однако сокрушение феодализма
было невозможно без сокрушения католической церкви, именно против нее и была
направлена борьба буржуазии, зачастую принимавшая форму различных учений.
Реформаторское
учение еще с XIV века начали распространять в Женеве некоторые из немецких
купцов. Потом пришли проповедники из Франции, и первым деятелем Реформации в
Женеве был француз Г. Фарель, который организовал в городе первую публичную
проповедь. В мае 1636 года народ Женевы заявил о своей готовности жить «в
соответствии со святым евангельским законом и словом Божиим, в союзе и
преклонении перед правосудием отказаться от месс, идолов и всяких других
папских крайностей».
Через
два месяца в Женеве появился молодой пикардиец Жан Кальвин, который, не
занимая никакого государственного поста, преобразовал государство на
теократической основе. Автор «Христианского закона» с этого времени и до
самой своей смерти в 1554 году стал фактически духовным и светским правителем
Женевы. В 1541 году Генеральный совет Женевы утвердил составленные под его
руководством «Церковные установления», ставшие основой деятельности
кальвинистской церкви. Ж. Кальвин сделал церковь дешевой и скромной, отменив
католическую пышность обрядов, а заодно и некоторые католические праздники,
чем увеличил число рабочих дней.
Ж.
Кальвин и его ближайшие сподвижники — Г. Фарель и Без — потребовали, чтобы
женевцы соблюдали строгие правила поведения: театральные представления и
другие общественные развлечения были запрещены, искусство признано
фривольным, и его почти на два столетия изгнали из Женевы. Законодательные
акты запрещали женевцам излишества в одежде, прическах, украшениях; запрещалось
носить дорогие пряжки на поясах, золотые пуговицы, бархатную обувь и шелковые
чулки. Ограничивалось даже число блюд на званых обедах, поэтому Вольтер
позднее сказал о Женеве как «о городе, в котором никогда не смеются».
Через
печатное слово Ж. Кальвин и его сподвижники стремились распространить свое
учение по всему миру20. Кальвинизм шагнул далеко за пределы маленькой Женевы,
которая до XX века была центром протестантизма в Европе. В дальнейшем ему уже
не удалось сохранить в Женеве своих позиций: даже от знаменитой Духовной
академии Ж. Кальвина в Женевском университете сохранился лишь небольшой
факультет теологии. Однако Реформация сделала большое дело, утвердив за
Женевой репутацию города международного значения, чему способствовал целый
ряд обстоятельств.
В 1815
году Венский конгресс европейских держав объявил Швейцарию «вечно нейтральной
страной». А на нейтральной территории удобнее собираться представителям
разных стран и обсуждать спорные вопросы. Рассказывают, что во время работы
Венского конгресса один из дипломатов в раздражении, что неприметной Женеве
отведено столько места в переговорах о судьбах мира после разгрома Наполеона,
заметил: «Но ведь ваша Женева — это не более чем песчинка». На что граф Капо-дистирия
ответил. «Вы ошибаетесь: Женева — не песчинка. Это зернышко мускуса, которое
наполняет своим ароматом всю Европу». А Ш.М. Та-лейран, один из самых
искусных французских дипломатов, сказал: «Есть пять континентов: Европа,
Азия, Америка, Африка и Женева».
С этого
времени Женева становится местом проведения международных встреч. В 1830 году
в городе было создано Общество мира, проводившее международные конкурсы
сочинений на темы, как установить среди всех стран всеобщий и длительный мир.
Общество стремилось организовать еще арбитражный суд и наделить его более
обширными, чем у правительств, полномочиями, чтобы он мог регулировать все
международные конфликты. Это сбылось только через 90 лет, когда была создана
Лига наций Но с началом Второй мировой войны Лига наций как-то незаметно
прекратила свое существование, и в международной Женеве стало необыкновенно
тихо. Из всех международных организаций в годы войны действовало только
общество Красного Креста, созданное еще в 1864 году.
Но вот
закончилась Вторая мировая война, и международный дух Женевы возродился к
жизни, когда в городе обосновались новые международные организации. В июне
1946 года в Сан-Франциско была подписана хартия новой международной Организации
Объединенных Наций. Работа первой ассамблеи ООН проходила в Лондоне,
верховные органы этой организации разместились в Нью-Йорке, а в Женеве
находится европейская штаб-квартира ООН, откуда осуществляется большая часть
ежедневной оперативной работы этой организации.
С
Женевой связано столько международных событий, что в воображении невольно
возникает огромный город с многомиллионным населением, дворцами и
небоскребами. На самом деле даже сегодняшняя международная Женева — не очень
большой город: пешком его можно обойти за 2—3 часа. Дворец здесь только один
— Дворец наций, в котором разместилась европейская резиденция ООН. Он
расположен в парке «Ариана», который Г. Ревийо в 1890 году завещал Женеве.
Здание Дворца наций очень внушительное: в нем разместилось 820 рабочих
комнат, 20 залов для заседаний, зал Совета и Большой зал Ассамблеи на 2000
мест. Наискосок от Дворца наций высится старомодное здание общества Красного
Креста, за густой зеленью парка «Мон репо» укрылась резиденция Международной
организации труда.
Небоскреб
в Женеве тоже один — «Отель дю Рон», в котором размещается генеральное
консульство США: причем здание это выделяется не столько своей высотой,
сколько точным копированием американских небоскребов.
В
старой Женеве Большая улица была одной из главных, а сейчас кажется, что
название ей дано по ошибке — она короткая и узкая, причем зажата между
высокими темными домами. В доме № 40 на Большой улице родился великий
французский философ Ж.Ж. Руссо, а в доме № 11, где размещалось Общество
любителей чтения, часто бывал В.И. Ленин. Впервые в Женеву В.И. Ленин приехал
в 1895 году, чтобы установить связь с плехановской группой «Освобождение
труда», а в 1900 году приезжал договариваться с этой же группой о совместном
издании газеты «Искра».
На
барельефе старой башни Молар, которая стоит почти в самом центре Женевы,
заботливо склонилась над изгнанником женщина. Над барельефом высечены слова:
«Женева — город изгнанников». В суровые времена XIX и начала XX веков город
давал приют всем гонимым на родине борцам против тирании и религиозного
гнета. Здесь находили убежище французские гугеноты, гарибальдийцы, участники
польского восстания 1863 года, немецкие революционеры из бисмарковской
Германии и многие другие зарубежные деятели, отстаивавшие свои свободолюбивые
идеи.
|