100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Пальмира
Честь
открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. В XVII
веке путешественники долго и с большими трудностями добирались до Пальмиры,
но. когда они вернулись в Европу, им просто не поверили: город в сирийской
пустыне? Разве такое может быть? Однако в следующем столетии в Англию были
привезены рисунки, с опубликования которых и началась мода на Пальмиру. Потом
появились путевые очерки и подробные описания древнего города: среди авторов
была и русская путешественница Л. Пашкова, которая опубликовала в одном
французском журнале очерк о Пальмире. Самую интересную находку того времени
сделал тоже наш соотечественник, петербуржец С.С. Абамелек-Лазарев. он
обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением
таможенных правил — так называемый «Пальмирский тариф».
С
древних времен местные жители называли и до сих пор называют Пальмиру «Тадмором»,
что означает «быть чудесным, прекрасным». Город как бы продолжает окружающую
природу, и потому красота его тихая и естественная. Из желтого песка долины,
окруженной лиловыми холмами, поднимаются колонны с кудрявыми, словно кроны
пальм, капителями. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, и
потому золотые, нагретые солнцем стены ее зданий до сих пор украшают
вырезанные листья и гроздья винограда, верблюды и ослы.
В
истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам
вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Город был брошен
людьми и забыт на долгие столетия. А когда-то все начиналось с Эфки —
подземного источника с тепловатой, чуть отдающей серой водой. Отчаянные
путешественники, странники и купцы устраивали здесь привал, разбивали на ночь
шатры, поили усталых верблюдов, коней и ослов. Со временем возле Эфки вырос
целый перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. В первом
тысячелетии до нашей эры на этом караванном пути, ведущем от Дамаска к берегу
Евфрата, он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, город
менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, лекарей, жрецов
самых разных религий, беглых невольников и мастеров самых разных профессий.
Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии
привозили пряности и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино,
соль, одежду, ебрую, обувь... Высоко ценилась и крашенная пурпуром шерсть:
купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что по сравнению с пальмирскими
другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом.
Под
сводами Триумфальной арки всегда стоял многоязыкий гул, но Триумфальной ее
назвали европейцы. В их представлении арки и ворота всегда ставились для
прославления славных военных побед или в честь великих полководцев. Но пальмирские
зодчие решали в данном случае другую задачу: двойные ворота Триумфальной арки
были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.
Эти
монументальные ворота из базальта, гранита и мрамора были возведены около 200
года. Огромная 20-метровая арка опирается на двойные колонны, а две небольшие
арки по краям ведут в боковые улицы. Главной торговой магистралью Пальмиры
была улица Больших колоннад, пересекавшая город из конца в конец. Во всю ее
длину (более 1 км) тянулись четыре ряда 17-метровых колонн, за которыми
располагались жилые дома, склады и лавки.
В
стороне от улицы Больших колоннад находился театр, построенный в самом
оживленном квартале Пальмиры. С правой стороны он примыкал к зданию сената:
театр и сенат располагались на квадратной площади, окруженной портиками в
ионическом стиле. Портики были украшены статуями римских и пальмирских
полководцев, чиновников и других знаменитых людей города.
В
Пальмире было много храмов, строили их весело и на совесть. Городские жители
были многоязычким народом: скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться
единому богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла —
бога неба, которому был посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем
Востоке. Вели-чеотвенный храм выделялся среди всех остальных строений
Пальмиры, площадь его центрального зала равнялась 200 квадратным метрам.
В
Пальмире был сооружен и храм в честь бога Набо — сына бога Мардука,
повелителя вавилонского неба. Бог Набо ведал судьбами смертных людей и был
посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из
Месопотамии, он уживался с финикийским богом Баальшамином, арабской богиней Аллат
и олимпийским Зевсом.
А
земными делами Пальмиры ведали заседавшие в сенате вожди, жрецы и богатые
купцы. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима, но во время
правления императора Адриана город получил некоторую свободу: были снижены
налоги, отозван губернатор, а власть передана местному вождю.
Шли
годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из
самых процветающих городов Ближнего Востока. Богатства города привлекали
внимание Парфянской и Римской империй, враждовавших между собой. В I веке
римляне завладели Пальмирой, сохранив за ней некоторую самостоятельность. Но
со временем пальмирские вожди перестали слушать римский сенат и начали
проводить свою собственную политику.
Жители
Пальмиры были мирными людьми, армия их была немногочисленной и в основном
несла караульную службу. Но вот в 260 году персидский царь Шапур разгромил
легионы императора Валериана, а самого его захватил в плен. Персидские войска
подошли к самым стенам Пальмиры, и тогда римляне обратились к пальмирскому
правителю Оде-нату с мольбой о помощи. И произошло то, что потом будет
вызывать недоуменное восхищение летописцев и историков: Оденат, собрав лучших
пальмирских лучников, разгромил персидскую армию.
Оправившись
от разгрома, персы вновь выступили против римлян, и опять решающая роль в
разгроме врага принадлежала пальмирцам. В благодарность римский император
назначил Одената вице-императором Востока — вторым человеком в Римской
империи. Однако правитель Пальмиры понимал, что любая его попытка возвыситься
вызовет в Риме страх и озлобление. Однако уже независимо от его воли и
Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке. И
действительно настало время, когда Рим стал бояться своего союзника.
Лишить Одената
титула и армии было не за что — он оставался верен присяге, объявить его
врагом Рим уже не смел. И тогда Рим прибег, как это случается весьма часто, к
проверенному и испытанному средству — убийству. Римские власти страны Сури в
267 году пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу10 и там убили
его вместе со старшим сыном Геродианом. По некоторым историческим сведениям,
в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану.
Она будто бы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти
своему малолетнему сыну Вабаллату.
Римский
император Галлиен надеялся, что второй сын Одената по малолетству своему не
сможет управлять Пальмирой. Однако он не учел, что энергичная вдова, умнейшая
и образованнейшая Зенобия сама была готова заняться государственными делами По
совету своего учителя, знаменитого философа Кассия Лонгина, она возвела на
престол Вабаллата и стала при нем регентшей, фактически управляя
самостоятельно С большой осторожностью Зенобия выжидала часа изгнания с
Ближнего Востока римских легионов, чтобы навеки утвердить в новом царстве
власть своей династии
До поры
до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сын
унаследует трон отца. Но могущественный Рим боялся усиления окраин и сохранил
за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия
объявила Риму войну.
Римляне
были твердо убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под
командованием женщины. И сильно просчитались! Пальмирские начальники
присягнули на верность Зенобии, а перешедшая на ее сторону армия вскоре
овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.
Военные
победы Зенобии встревожили Рим, и император Аврелиан решил выступить против
ее армии. После поражения при Эмессе Зенобия решила отсидеться в Пальмире, но
длительную осаду выдержать не удалось. Оставалось только вывезти из города
все богатства и отступить за Евфрат, а там спасут ширина реки и меткость
прославленных пальмирских лучников. Но конница императора Аврелиана следовала
по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен
Так
семнадцать веков назад пала Пальмира. Дальнейшая судьба мятежной Зенобии
таинственна и порождает у историков много догадок и предположений: будто бы
своевольная царица была убита, будто бы в золотых цепях ее провели по Риму,
будто бы выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.
Взяв
Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но сам город не тронули. При
императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии
была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили
водопровод, возвели христианскую базилику.
Однако пальмирцы
не хотели мириться с чужеземным господством и несколько раз поднимали
восстания за независимость, но неудачно Пальмира была разграблена и уже не
смогла вернуть своего былого могущества Постепенно городская знать покинула
город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, без дела остались водители
караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники... И Пальмира начала чахнуть,
постепенно превращаясь в заурядный пограничный пост и место ссылок.
После
римлян сюда пришли арабы, которым горожане даже не могли оказать серьезного
сопротивления. Впрочем, они уже и не жили в городе, а сбились за стенами
святилища бога Бэла, налепив там множество темных и тесных глинобитных лачуг.
Потом сюда на долгие годы пришли турки, которые и сами ничего не хотели знать
о культуре подвластных им народов, и другим не давали ее изучать. Никому не
было дела до блистательной истории умирающего города, а многочисленные
землетрясения довершили разрушения уцелевших храмов, дворцов и колоннад, и
наступавшие пески Сирийской пустыни окончательно поглотили развалины
Пальмиры.
Только
в XX веке Пальмирой заинтересовались всерьез. Уверенно рос интерес России к
этому городу Русский археологический институт в Константинополе снарядил сюда
экспедицию, исследователи и ученые сделали много рисунков, фотографий, схем,
планов и топографических карт Пальмиры Большой вклад в изучение истории и
культуры Пальмиры внес русский ученый Б.В. Фармаковский, который в одной из
своих статей писал: «Величественные памятники искусства древней Пальмиры
давно уже привлекали внимание ученых и любителей прекрасного. Отрезанные от
мира громадной безводной пустыней и расположенные среди леса пальм в далеком,
роскошном оазисе развалины Пальмиры... всегда возбуждали воображение, всегда
представлялись чем-то сказочно великолепным ..
Древняя
Пальмира была одним из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь было
общество, у которого искусство было существеннейшей потребностью жизни,
которое любило и преклонялось перед его создателями».
Возвышающиеся
в пустыне колоннады легендарной Пальмиры манят к себе путешественников,
которые с удивлением открывают для себя две Пальмиры — два Тадмора. одна из
них — древняя, другая — новая, молодая В одной из них уже давно не живут
люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины и
бедный народ. Именно в этом году сирийское правительство издало закон о
строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были проложены
новые улицы, проведено электричество . Трудолюбивые жители заложили здесь
пальмовые рощи, сады и огороды, вспахали поля и развели скот По древней
традиции пальмирцы занимаются и торговлей, а еще ткут ковры, шьют
национальные одежды и продают их туристам
|