100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Мохенджо-Даро
Среди
экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного
металла Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка
Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей
Левой рукой, от запястья до плеча унизанной браслетами, танцовщица оперлась о
колено, не без кокетства показывая, что она немного устала — то ли от танца,
то ли от тяжести браслетов.
Эта
статуэтка была найдена при раскопках Мохенджо-Даро — одного из древнейших
городов мира. В 1856 году на территории нынешнего Пакистана, у небольшой
деревушки Хараппа, археолог Александр Каннигам нашел камень цвета слоновой
кости, на котором были высечены горбатый бык и неизвестные знаки, отчасти
напоминавшие иероглифы.
Холм,
где обнаружили эту находку, был буквально «сложен» из красного обожженного
кирпича, которым много лет пользовались строители железной дороги и крестьяне
окрестных деревень Так постепенно исчезал с лица земли один из уникальных
городов древности — Хараппа
И
только в начале 1920-х годов, после открытия города Мохенджо-Даро, мир узнал
о существовании в долине Инда древнейшей цивилизации. Мохенджо-Даро отдален
от Хараппы на расстояние почти 3000 километров, но оба города имеют между
собой много общего. Разница заключалась лишь в том, что Мохенджо-Даро
сохранился лучше.
Индийские
ученые Р. Сахни и Р. Банерджи откапывали улицы городов-близнецов и находили в
них одинаковые прямоугольные кварталы с четкой планировкой, застроенные
одинаковыми кирпичными домами. На огромной площади почти в 260 гектаров
разместились целые кварталы и отдельные сооружения Мохенджо-Даро — «Холма
мертвых» (так переводится это название). Холм был увенчан буддийской
молитвенной ступой, построенной во времена существования Кушанского царства —
через 15 веков после гибели великого города.
Некоторые
ученые и археологи, устремившиеся сюда из многих стран мира, долго отрицали
самостоятельность индийской цивилизации в этом районе, считая ее восточным
вариантом шумерской культуры. Другие исследователи, наоборот, полагали, что
Хараппа и Мохенджо-Даро не были похожи на своих ровесников из Элама, Шумера и
раннединасти-ческого Египта. У городов Двуречья была иная планировка, а
строительным материалом служил кирпич-сырец. Только с постепенным освобождением
из-под земли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, которую
теперь называют протоиндийской.
Письменные
источники шумеров рисуют иной образ жизни городов Двуречья и иное
мировоззрение их жителей. И тогда ученые стали искать упоминания о вновь
открытых городах в «Ригведе» — древнейшем литературном памятнике Индии. Но и
там они обнаружили лишь туманные упоминания о «пура», населенном «хитрыми
купцами». Однако легенды и предания о богатом и прекрасном городе в долине
Инда существовали с незапамятных времен. Но свободные и красивые люди,
населявшие этот город, прогневали богов, и те обрушили город в пропасть Как
бы подтверждая эти легенды, музеи в результате археологических раскопок
пополнялись все новыми и новыми экспонатами. Вот высеченная из камня голова
жреца, женские украшения, доски с изображениями жертвенных животных и,
наконец, иероглифы, не расшифрованные до сих пор.
До
середины 1960-х годов ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений,
хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер расчистил сооружения,
которые можно было бы принять за оборонительные. Цитадель, располагавшаяся в
центре Мохенджо-Даро, когда-то была обнесена мощными крепостными стенами
толщиной 9 метров. Но полной уверенности в том, что это оборонительные
укрепления, у археологов не было. Дальнейшие раскопки показали, что в южной
части города тоже была массивная стена, сложенная из кирпича-сырца и
облицованная обожженным кирпичом. Но не было установлено, для чего она
предназначалась: для защиты от врагов или же для охраны города от наводнений.
От
цитадели широкая прямая улица вела к зданию, которое ученые назвали «Залом
заседаний». Рядом с ним размещалось вместительное зернохранилище, а
неподалеку, на массивном кирпичном фундаменте с вентиляционными проемами,
когда-то высилось двухэтажное строение из гималайского кедра.
Мохенджо-Даро
был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с
севера на юг и с востока на запад, и таким образом они были хорошо защищены
от ветров. По строительному уставу ни один дом не должен был выступать за
общую линию. Главные улицы пересекались переулками под прямым углом, и потому
в городе не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохенджо-Даро
составляла 80 метров, ширина — 10 метров, по ней одновременно могли проехать
несколько воловьих повозок.
За
стенами цитадели размещался нижний город, состоявший из кирпичных домов с
плоскими крышами, которые одновременно служили и балконами. Здания
возводились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как и до сих пор
это делают индийские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5
метра, вместо окон в них делались вентиляционные отверстия с решетками из
глины и алебастра. Чтобы в дом не попадала пыль с главных улиц, вход в него
делался в переулке. Стены и пол обшивались циновками, в домах были сделанные
из кирпича ванны, а грязную воду сливали в глиняные сосуды с маленькими
отверстиями для просачивания: эти сосуды ставились на землю.
В
каждом квартале были общественные колодцы, превосходная для того времени
система канализации и водопровод, по которому подавалась на вторые этажи
зданий нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была и большая общественная
баня с кабинами и детским отделением. Из бани вода вытекала по сточной трубе
в главный крытый канал, который проходил по каждой улице' все каналы
вливались в большую яму, находившуюся за городом.
Большую
часть домашней утвари жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы; для
сельскохозяйственных работ изготовляли лемеха и серпы, для ремесленников —
топоры, пилы, лопаты, для воинов — мечи, пики, копья и кинжалы...
Из
одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой,
жемчужным поясом или лентой и веерообразный головной убор, в прохладную
погоду набрасывали на плечи накидку. Мужчины были еще скромнее в одежде,
довольствуясь лишь набедренной повязкой. Никто не носил обуви, зато прическе
уделялось огромное внимание, причем большими щеголями были мужчины. Если
женщины чаще всего только заплетали косу, то мужчины делали прямой пробор и
связывали волосы лентой, иногда собирали их узлом.
Насколько
женщины были непритязательны в одежде, настолько взыскательны они были к
украшениям. Все носили серебряные украшения и налобные повязки, пояса из
позолоченной бронзы, шпильки для волос с фигурными головками и гребни из
слоновой кости.
Несмотря
на многочисленные исследования, ученых до сих пор продолжают волновать
существенные для истории этой цивилизации вопросы. Кто возвел эти города,
процветавшие 40 столетий тому назад? К какой расе относились обитавшие здесь люди
и на каком языке они изъяснялись? Какая у них была форма правления?
Признаки
упадка культуры Мохенджо-Даро стали замечаться около 1500 года до нашей эры.
Дома строились небрежнее, и уже не было в городе той строгой линии улиц. О
причинах гибели Мохенджо-Даро в ученом мире выдвигалось много различных
версий. Одни исследователи считали, что всему виной резкое изменение русла
Инда, вызванное сильным тектоническим сдвигом. Исследования геологов
показывают, что землетрясения не раз нарушали нормальную жизнь в
Мохенджо-Даро и в конце концов привели к возникновению гигантского озера.
Вода часто затопляла город, поэтому для защиты от наводнений и была возведена
укрепленная стена. Однако эти предположения еще требуют доказательств. Другие
ученые полагали, что город и его население погибли от нашествия арийцев,
которые перебили всех жителей Мохенджо-Даро и разрушили их дома. Обнаруженные
скелеты людей, живших в городе в последние годы его существования, версию о
нашествии чужеземных племен не подтверждают. Так что окончательного ответа о причинах
гибели Мохенджо-Даро наука еще не дала.
|