100 великих городов мира
Надежда Алексеевна Ионина
Ниневия, столица Ассирии
Многие
народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме
археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов,
сыгравших значительную роль в человеческой цивилизации.
Ассирийцы
- редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в 612 году до нашей эры и
последующее окончательное крушение государства не сопровождались уничтожением
ассирийцев как народа или ассимиляцией их с завоевателями. Они «спаслись» в
неприступных горах Курдистана и там, среди своих соседей-курдов, нашли
убежище на долгие годы.
Через
100 лет после гибели Ниневии ассирийцы упоминаются в дворцовых надписях
древнеперсидского царя Дария I. Так, в Сузах археологи обнаружили надпись,
сообщавшую о строителях царского дворца: «Земля была вырыта... гравий
засыпан, и кирпичи сформованы, и эту работу сделали вавилоняне. Дерево,
называемое кедр, было привезено с гор Ливана. Ассирийцы довезли его до
Вавилона».
Сведения
об ассирийцах встречаются и у средневековых арабских историков, которые
сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить на тех же местах». Это
подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с
древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула
ассирийским епископством. Сами ассирийцы называют его «курсий д'Нинви», что
значит «епископство Ниневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии»
как самый торжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцы
соблюдают пост «Баута д'Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считается самым
важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочные конусообразные
шапки, какие носили их предки и какие можно увидеть на древних барельефах:
такие шапки на Востоке были распространены только среди ассирийцев.
Но о
Ниневии рассказывается не только в древних документах, об этом городе
упоминается и в самой Библии. В книге «Бытие» (10, 11) говорится: «Из сей
земли (Сеннаар. — Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в
глубокой древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий —
вплоть до того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелел Ионе идти
в город великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении, так как она всегда
была полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я — и нет иного, кроме меня».
Но Иона
и сам, вместо того чтобы подчиниться Господу, бежал от лица Его. Только после
второго повеления Иона послушал Господа и отправился в Ниневию — «великий
город перед лицом Бога». Это был чрезвычайно большой город, окружность
которого составляла примерно 150 километров. На этой территории располагались
не только царские дворцы и храмы, но также сады и пастбища, необходимые для
прокорма весьма значительной численности скота.
В
исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя Саргона.
Он перенес сюда столицу из Дур-Шаррукина, обустроил город с невиданной
роскошью и окружил его стеной (протяженностью около 12 километров) с 15
воротами. Чтобы снабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели
канал шириной 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более
50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку,
стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученые
прочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.
Ниневия
была огромным городом, численность населения которого достигала 170 000
человек. Дома в городе были большие и светлые, улицы — прямые, широкие и
зеленые. Центральная улица ассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину
равнялась 26 метрам, что шире Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Царская
улица была залита асфальтом, по обеим сторонам ее стояли статуи
Стены
дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрыты рельефными плитами.
Действующие лица и сцены, изображенные на этих плитах, — это ассирийские
воины, штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки или готовящие коней к
бою; колонны рабов и рабочих, перетаскивающих в корзинах землю и камень и
возводящих дворцы. Однако главным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбани-пад,
который всегда изображается великим и могучим.
В
Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества
предсказывают ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому
что всегда была городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни
царя Ашшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взять
Ниневию, но тогда город выдержал все нападения противника.
По
преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царь повелел «провозгласить
и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни
волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы
покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый
обратился от злого пути своего, от насилия рук своих». Бог увидел их добрые
дела и отвел от них бедствие, которым угрожал вначале.
Однако
при жизни царя Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а
после его смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия,
Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступил бывший
наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключил союз с мидийским
царем Киаксаром.
В 614
году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под предводительством
Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны. Горожане дали
завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со стороны всех
подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление ниневийцев.
Этому
помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину
на реке Хусур, Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что
позволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город
завоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы.
Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии
отправили в Экбатаны.
Поиски
столицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э. Ботта,
но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земле древней
Месопотамии появился другой археолог — Астон Генри Лэйярд, которому и
посчастливилось открыть Ниневию.
|