100 великих богов
Р. К. Баландин
ЯНУС
Имя это
стало нарицательным. Нередко оно служит синонимом двуличия, лицемерия. Так и
говорят: «Он — как двуликий Янус».
Однако
у римлян Янус был одним из самых древних и наиболее почитаемых богов,
олицетворявшим начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее, вечный
круговорот. Первоначально он был, по-видимому, божеством дверей (от слова «януа»,
означающего «двери», «ворота»). Хотя не исключено, что таковым его стали
считать позже, и он стал покровителем дверей и ворот не сразу, а прежде всего
был богом любого начала; по этой причине ему посвящался первый месяц в году,
он покровительствовал появлению младенца на свет, а при обращении к богам его
имя называлось первым.
В то же
время Янус почитался как первый царь Лация — местности в центре Апеннинского
полуострова. Считалось, что он принял у себя Сатурна (древнейшего римского
бога, владыку царства мертвых), разделил с ним власть и научил людей
возделывать землю, выращивать овощи, строить корабли.
Изображался
Янус (не царь, но божество) с двумя лицами, обращенными в разные стороны, с
365 пальцами (по числу дней в году) и с ключами, потому что его еще называли
«отпирающим» и «запирающим». Согласно античным авторам, второй царь Древнего
Рима Нума Помпилий возвел в честь Януса на форуме двойную арку, крытую
бронзой и опиравшуюся на колонны. Она запиралась специальными воротами,
которые были закрыты в годы мира и открывались во время войны.
Янус
считался также богом договоров, именем которого скреплялись союзы. Возможно,
так повелось с тех далеких времен, когда Янус олицетворял мировой порядок,
единство прошлого и будущего (в вечном настоящем?), возникновение космоса из
первозданного Хаоса. В этом своем облике он выступает как творец мироздания,
как начало всех начал.
Очень
показательна и поучительна судьба бога Януса в римском обществе.
Первоначально его образ имел глубокий религиозно-философский смысл. Его
появление символизировало начало отсчета времени, различия прошлого и
будущего. Так в океане вечности возникает движение, направленный упорядоченный
поток, позволяющий мирозданию развиваться. Все это определяло величие образа
Януса.
Однако
со временем у римлян появлялись все новые и новые боги. Это привело к
переизбытку высших духовных покровителей — не только по роду и племени, месту
жительства или профессии, но и на самые разные случаи жизни. Особые духи
покровительствовали крику новорожденного, первым членораздельным словам,
первым шагам (причем одна богиня помогала выводить его из дома, а другая —
вводить).
Множество
богов охраняло дом, начиная с порога, створок двери, дверных петель, порога,
крыши... В этом сонме Янус потерялся, превратился в покровителя дверей и
утратил свою философскую сущность. В конце концов его имя стало
нарицательным, соединившись с примитивным двуличием.
Подобное
упрощение древних представлений достаточно характерно для истории не только
религии, но и человеческой мысли вообще. Массовому сознанию чужды глубокие
идеи и многоплановые образы.
|