100 великих богов
Р. К. Баландин
ДЕМЕТРА
(ЦЕРЕРА)
Она
была богиней земледелия и плодородия и относилась к числу древнейших божеств.
Ее родители — владыка времени и космоса Кронос и его супруга Рея, дочь Урана
и Геи, богини Земли.
То же
относится и к дочери Деметры от брата Зевса — Персефоне. Ее увидел и полюбил
Аид, владыка царства мертвых. С разрешения Зевса он похитил Персефону, когда
та в сопровождении подруг собирала цветы на лугу.
Узнав
об этом Деметра погрузилась в печаль, и на земле наступила великая засуха,
грозившая погубить людей. Зевс отправил к Аиду Гермеса с приказанием вернуть
Персефону (или Кору — таково ее другое имя). В конце концов было решено, что
две трети года Персефона будет проводить у матери в царстве света, а одну
треть — в темном подземном царстве мертвых. Этот ежегодный цикл соответствует
периодам расцвета растительности и ее зимнего угасания.
В
общем, вся эта история относится к циклу мифов разных народов об умирающем и
воскресающем боге. Таким было фантастическое объяснение природной
закономерности, связывающей периодические явления в мире растений и
плодородие полей с космическими и земными процессами.
Гомеровский
гимн «К Деметре» знакомит с земными странствиями богини в поисках дочери. В
этом рассказе она предстает доброй пожилой женщиной. Последующие эпизоды выглядят
как волшебные сказки о чудесных превращениях. Она пришла в расположенный
недалеко от Афин город Элевсин, где ее радушно приняли в своем доме царь
Колей и его супруга Метанира, предложив стать кормилицей их новорожденного
сына Демофонта. (Между прочим, у этого царя, как и у многих других его
«коллег» в те времена, дети пасли семейный скот; такими были первые ростки
греческой демократии.)
Хромая
дочь царя Ямба пыталась утешить Деметру веселыми непристойными стихами
(ямбами), а старая няня угостила ее ячменным отваром, сдобренным мятой. Но
вот старший сын Келея осмелился сделать неузнанной богине замечание, и она,
гневно посмотрев на него, превратила дерзкого юношу в ящерицу.
Деметра
стала воспитательницей царского сына Демофонта, а в награду за гостеприимство
его родителей решила наделить царевича бессмертием. Для того чтобы лишить его
смертной плоти, она прибегла к магии, натирая мальчика амброзией и опаляя в
огне. Метанира случайно вошла в это время в помещение, прервав обряд. Чары
исчезли, и Демофонт сгорел в пламени очага.
Велико
было горе родителей, потерявших двух сыновей. Но у них еще оставалось трое
мальчиков, из которых Триптолему суждено было получить от Деметры
великолепные подарки: золотую колесницу, запряженную крылатыми драконами, а
также зерна пшеницы, которыми он под ее покровительством стал засевать землю.
По
одной из версий, Триптолем рассказал Деметре, что, когда он пас отцовское
стадо вместе с двумя братьями (из них один был свинопасом), внезапно
разверзлась земля, да так, что свиньи полетели в пропасть, раздался тяжелый
конский топот и пронеслась колесница, запряженная черными конями. Возница
держал одной рукой кричавшую девушку. Колесница исчезла в провале, и юноша
понял, что перед ним промчался сам Аид.
Узнав,
что Персефона попала в царство мертвых, откуда нет возврата, Деметра в печали
продолжила странствия по земле, где деревья перестали плодоносить, а поля
опустели. Люди могли все погибнуть, и это встревожило Зевса. Ведь тогда
некому будет приносить жертвы богам, что омрачит их беззаботное
существование. К Деметре отправилась целая группа богов с дарами, но она
отказалась вернуться на Олимп и поклялась, что земля останется бесплодной до
тех пор, пока не вернется к ней Персефона.
Зевсу
пришлось отправить Гермеса к Аиду с просьбой-приказанием вернуть Персефону.
Деметре доставили послание Зевса: «Ты получишь свою дочь назад, если она не
попробовала пищи мертвых».
Но
предусмотрительный Аид уже угостил Персефону зернами граната, произраставшего
в его царстве. Это было залогом ее пребывания здесь, а также и супружества.
(Есть версия, что в райском саду Адам и Ева вкусили плод граната, а не
яблоко.) Вот и пришлось принимать компромиссное решение: Персефона с той поры
треть года оставалась в своем подземном царстве.
Менее
известен и более древен другой миф, также символизирующий смену времен года и
повествующий об умирающем и воскрешающем божестве. История эта произошла на
Крите во время свадьбы основателя Фив царя Кадма с дочерью Ареса Гармонией.
Разгоряченные выпитым хмельным нектаром Деметра и титан Иасион, сын Зевса и
плеяды Электры, почувствовали неодолимую тягу друг к другу. Они незаметно
покинули дом и предались любовным утехам на трижды вспаханном поле.
Их уход
заметил Зевс. Когда они вернулись, он по их поведению и пятнам земли на руках
и ногах догадался, что произошло между ними. В гневе Зевс поразил Иасиона перуном.
Деметра стала оплакивать своего возлюбленного, и в результате оскудели поля и
сады. Боги вынуждены были упросить Аида ежегодно отпускать Иасиона из своего
царства на солнечный свет к радости Деметры и пышному цветению растений.
От Иасиона
родился у Деметры сын Плутос, бог богатства, изобилия. Его имя стало
нарицательным в понятии «плутократия» (власть богатых), которое в наибольшей
степени относится к капиталистическим странам. Образ этого божества
запечатлен в комедии Аристофана «Плутос» в виде слепого старца,
распределяющего богатства без разбора, несправедливо. Исцеленный Асклепием,
он решает навести порядок в распределении материальных благ. И тогда к
разбогатевшим и переставшим работать беднякам начинают наниматься на работу
обнищавшие боги. Но в этом перевернутом мире тоже не остается места для
справедливости.
Несмотря
на то что Деметра почиталась как богиня плодородия, супругом она так и не
обзавелась, а детей имела всего двоих (Персефону и Плутоса). В любви ей тоже
не благоволила судьба. Помимо недолгой связи с Зевсом и Иасионом, она
подверглась насилию со стороны Посейдона. Когда Деметра отправилась на поиски
Персефоны, то поначалу обернулась кобылицей, и Посейдон, превратившись в
жеребца, овладел ею.
Характер
у Деметры добрый и приветливый, но только не с теми, кто ее оскорбляет. Она
сурово покарала сына фессалий-ского царя Триопа — Эрисихтона. Он с товарищами
вошел в священную рощу Деметры, и стали они рубить деревья, чтобы соорудить
новое помещение для пиршеств. Приняв образ жрицы, Деметра явилась к ним,
прося удалиться. Вместо ответа царский сынок замахнулся на нее топором. И тут
богиня явилась во всем великолепии, прогнала их прочь, а Эрисихтона наказала
неутолимым голодом. Он стал жадно поглощать пищу, и чем больше ел, тем
голодней становился. Став уличным попрошайкой, он поглощал ненасытно даже
отбросы, пока не сожрал самого себя.
Как
видим, есть все основания отнести этот миф к числу «экологических»,
показывающих, к каким печальным или трагическим последствиям приводит
беспощадное уничтожение растительности в заповедных лесах. Но, как известно,
человечество в своей неутолимой жажде материальных благ постоянно истребляло
леса. Теперь, как считают специалисты, это стало одной из главных причин
увеличения содержания углекислого газа в атмосфере и вызванного этим
глобального потепления климата.
Культовые
имена Деметры подчеркивают ее связь с плодородием полей: Карпофора
(«Дарительница плодов»), Хлоя («Посев», «Зелень»), Сито («Хлеб», «Мука»), Фесмофора
(«Устроительница»). В таком случае Персефону, принадлежащую отчасти
подземному царству, можно считать олицетворением плодородной почвы.
В Риме
с Деметрой была отождествлена богиня Церера, а с Персефоной — Прозерпина или Либера.
Однако такое слияние произошло сравнительно поздно, приблизительно в III веке
до н.э. До этого много веков Церера была высокочтимой италийской богиней
плодородных сил земли, материнства и брака, покровительницей сельских общин.
Вместе с тем она считалась богиней подземного мира (связь с почвой?) и, как
это ни странно, могла насылать на людей безумие. Возможно, это связано с тем,
что некоторые растения обладают наркотическими свойствами.
Цереру почитали
прежде всего сельские жители, землепашцы, «простой люд». В период борьбы
патрициев и плебеев ее почитали как главу плебейской триады богов (Церера, Либер
и Либера). Из них Либер был божеством плодородия и виноградарства,
отождествлявшимся с Вакхом-Дионисом, а Либера — его женской параллелью или
воплощением Прозерпины-Персефоны. Эта триада противопоставлялась патрицианской:
Юпитер, Юнона, Минерва.
Как
видно на этом примере, даже богам пришлось принимать участие в социальных и
политических конфликтах. Можно сказать — ничто человеческое им не чуждо. Тем
более что со временем обычно терялась или затушевывалась связь богов с природными
стихиями. Менялся мир под воздействием деятельности человека, все более
опосредованными становились связи людей с естественной природой, все более
значительную роль в обществе стали играть социально-политические проблемы.
|