100 великих богов
Р. К. Баландин
ДИОНИС (БАХУС,
ВАКХ)
Он известен
прежде всего как бог виноградарства и виноделия, а также растительности и
плодоносных сил земли. По своему происхождению он — «пришелец» из Малой Азии.
Его путь в Грецию, куда он попал сравнительно поздно, проходил через Крит и
острова Эгейского моря. Имя Диониса встречается на критских табличках,
датируемых XIV веком до н.э. Считается, что в материковой Греции культ
Диониса укоренился через шесть-семь столетий.
Согласно
древнейшей мифологии Крита, Дионис выступает как Загрей («Великий Охотник») —
сын Зевса и богини Персефоны, которая была дочерью Зевса и богини Деметры,
супругой Аида. Впрочем, в древнейших мифах Зевс нередко считается владыкой
подземного царства мертвых. С Персефоной он соединяется в образе змея.
Ревнивая
Гера послала титанов, чтобы убить Диониса Загрея. Он питался скрыться или
напугать титанов, принимая облик зверей, но в конце концов они его
растерзали. Куски его тела они сварили. Из его крови, пролитой на землю,
выросло гранатовое дерево. Однако супруга Кроноса и бабка Диониса Рея
соединила куски его тела и вдохнула в них жизнь...
По-видимому,
этот эпизод свидетельствует о некогда совершавшихся человеческих
жертвоприношениях. Кроме того он, является одним из вариантов
распространенных у разных народов мифов об умирающем и воскресающем боге,
который символизирует вечный круговорот жизни и смерти, постоянное
возрождение плодородных сил земной природы.
А вот
что рассказал о происхождении Диониса Аполлодор: «Влюбившись в Семелу, Зевс
тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о
чем только она его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила
прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея
возможности уже отказать Семеле, Зевс пришел в ее брачный чертог на колеснице
с молниями и громами и метнул перун. Семела, от страха упав замертво, родила
шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро... В
положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал
дитя Гермесу. Последний отнес ребенка к Ино и Афаманту, попросив их, чтобы
они воспитали дитя, как девочку».
Но Гера
не оставила свои козни, поразив супругов, воспитывавших Диониса, безумием.
Зевс превратил Диониса в козленка и отнес его к нимфам в Нисе (Малая Азия). В
этих краях юный Дионис нашел виноградную лозу. Однако Гера и его лишила
рассудка, и он стал бродить по землям Египта и Сирии, побывал в Индии. Оттуда
он вернулся в Фивы (Нижний Египет). На своем пути он вызывал у женщин
приступы вакхического неистовства, порой переходящего в безумие. Это наводит
на мысль, что Дионис приносил с собой не только виноградную лозу, но и обучал
виноделию, после чего начинались пьяные вакханалии. Почему среди женщин?
По-видимому, именно они в ту пору занимались изготовлением крепких напитков.
Сохранилась
легенда о пребывании Диониса в плену у тирренских пиратов. «Желая
переправиться с острова Икарии на остров Наксос, — сообщает Алоллодор, —
Дионис нанял триеру, принадлежавшую тирренским пиратам. Они приняли его на
борт, но проплыли мимо Наксоса и взяли курс на Азию, желая продать его там в
рабство. Но Дионис превратил мачты и весла в змей, наполнив корабль ветвями
плюща (или виноградными лозами) и пением флейт. Пираты, охваченные безумием,
попрыгали в море и превратились в дельфинов. Так люди признали в Дионисе бога
и стали его почитать. Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать...
Вместе с ней он поднялся на небо».
Случай
с пиратами показывает, что уже в ту пору морские разбойники злоупотребляли
хмельными напитками и могли опьянеть до того, что им стали мерещиться змеи,
цепкие ветви плюща и звуки флейт.
Во
время своих странствий Дионис в безумии совершил немало злодеяний
(по-видимому, находясь в пьяном состоянии), но бабка Рея подвергла его
очищению от всех убийств. Однако и после этого он продолжал устраивать -вакханалии,
во время которых женщины, впадая в экстаз, иногда совершали даже убийства.
Тех, кто отказывался участвовать в этих оргиях, он карал безумием.
Некоторые
цари пытались препятствовать победоносному шествию Диониса с его вечно пьяной
свитой. Но в конце концов им приходилось признавать свое поражение и восславлять
Диониса как бога.
«Основным
ключом к мистической истории Диониса, — по мнению английского исследователя и
писателя Роберта Грейв-са, — является распространение культа лозы в Европе,
Азии и Северной Африке. Вино было изобретено не греками: похоже, оно
первоначально ввозилось в сосудах из Крита. Дикий виноград рос вдоль южного
побережья Черного моря, откуда он, как культурное растение, постепенно достиг
горы Ниса в Лидии и тем же путем, через Палестину, — Крита. В Индию он пришел
через Персию в эпоху бронзы и по «янтарному пути» достиг Британских островов.
Винные оргии в Малой Азии'и Палестине — праздник кущей первоначально был не
чем иным, как вакханалией, — характеризовались теми же экстатическими
танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии. Триумф Диониса заключался в
том, что вино повсеместно вытеснило другие, опьяняющие напитки...»
Создается
впечатление, что авторы мифов описывают не столько пьяные оргии, сколько
наркотические галлюцинации. Но вино их вызвать не может, тем более — в
массовом масштабе. Напрашиваются три объяснения: либо авторы преданий впадали
в чрезмерное преувеличение, либо в вино добавлялось какое-то наркотическое
зелье (что более вероятно), либо в те далекие века люди были чрезмерно
восприимчивы к алкоголю Учтем, что наркотические препараты, напитки были
известны в Персии, Индии (хаома, сома) и других восточных странах.
«Вобрав
в себя оргиазм природы, — писала А.А. Тахо-Годи, — Дионис дает возможность
человеку, ограниченному установлениями традициями, законами, выразить кроющийся
в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии,
почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь».
Такой
панегирик дионисийским оргиям не совсем оправдан. Ведь пьянство и наркомания
тоже вызывают у человека ощущение избытка сил, освобождения от любых уз. В
этом трудно усмотреть приобщение к божественной стихии, скорее — к
демонической, сугубо эмоциональной, истеричной, необузданной стихии,
приобщающей человека скорее к зверям, чем к богам. Впрочем, если считать
Диониса великим богом (а он вошел в дюжину олимпийских богов), то и
божественные влияния могут быть не только иррациональными, но и просто
граничить с безумием.
«В
шествии Дионисия, — по словам А.Ф. Лосева, — носившем экстатический характер,
участвовали вакханки, сатиры, менады ...с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным
безумием. С воплями «Вакх», «Эвое» они славили Диониса -Бромия («бурного»,
«шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей,
высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и
увлекая за собой толпы женщин и мужчин»
Как
видим, все это мало напоминает восхождение к божественным вершинам духа. Это
более похоже на нисхождение к первобытному состоянию, пробуждение
разнузданных низменных инстинктов и подавление разума. Но и в этом, конечно
же, проявляется естественная природа человека. Опьяняющий Дионис раскрывал и
проявлял то, что в обыденной жизни люди сдерживают под влиянием культуры и правил
поведения.
В Риме
Диониса называли Вакхом, или Бахусом. И когда Пушкин в «Вакхической песне» воздавал
должное вину и юным девам, он выступал как приверженец Диониса (между прочим,
одним из символов этого бога был фаллос) Но следом поэт восклицает: «Да
здравствуют музы, да здравствует разум», восхищаясь «солнцем бессмертным
ума»; а это уже восхваление Аполлона Феба, светлого начала в человеке.
|