100 великих богов
Р. К. Баландин
АФРОДИТА
(ВЕНЕРА)
Богиня
любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной
из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и
другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая
в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море
Ее
появление в Греции со стороны моря — одно из свидетельств того, что эта
богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя — Киприда, указывающее
на то, что ее высоко чтили на этом острове.
Согласно
мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше
Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный
мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она — дочь Зевса и океаниды
Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было
подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.
Хотя
она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован,
как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и
более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные
заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс
вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура
заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед
женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой
возник образ прекрасной любвеобильной богини.
2,6
тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в
Малой Азии) писал:
Без
золотой Афродиты какая нам жизнь или радость'' Я бы хотел умереть, раз
перестанут манить Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе
А через
пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе
вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:
Рода Энеева
мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера' Под небом скользящих
созвездий Жизнью ты наполняешь и все судоносное море И плодородные земли,
тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят. .
.Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце, Ты возбуждаешь у всех к
продолжению рода желанье Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы, И
ничего без тебя на божественный свет не родится. Радости нет без тебя никакой
и прелести в мире. Будь же пособницей мне при создании этой поэмы...
Считается,
что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами,
словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый
из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это
позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она
обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.
Наиболее
долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным
богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.
Гефест,
узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую
незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он,
простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав
Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили,
что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда
изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия
богов Они вынуждены были — не без интереса к прелестям Афродиты — констатировать
прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется,
ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба
рассмеялись.
Однако
дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты,
Зевса, возврата всех богатых свадебных даров Однако Зевс рассердился и
заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный
конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес
и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида
и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так
появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым
сведениям, было двое детей.
Вот
слова А.А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные
минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном
свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом,
она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как
говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей
прелестью».
Любовные
приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из
них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет
этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой
Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой
выступает против ахейцев на стороне троянцев.
Есть
предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних
мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае,
был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А.Ф.
Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и
блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил
«Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту
Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных,
вдохновляет поэтов и мыслителей
В
римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с
почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к
Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали
богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь.
С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали
отождествлять с богинями Исидой, Ас-тартой. Мифологический круг замкнулся.
|