100 великих богов
Р. К. Баландин
ГРЕЦИЯ, РИМ
Боги
Древней Греции и Рима (как преемники древнегреческой культуры) превратились
со временем в символические образы, которые широко использовались в поэзии,
живописи, философии едва ли не всех европейских народов. Несмотря на
господство христианской религии, эти языческие боги продолжали существовать в
сознании людей, хотя и во многом утратив свою мистическую сущность.
Характеризуя
древнейшую, «доклассическую» мифологию, крупный специалист (специалистка) по
древнегреческой литературе А.А. Тахо-Годи отметила феномен слияния
архаического человека с природным миром, «ощущение себя, как и вообще всего
животного мира, частью природы, порождением одной и той же матери — материи».
По этой причине, считает она, для древнейшей мифологии характерны смешанные
сочетания: человека с конем (кентавр), змеей (Ехидна), львом (Сфинкс),
морским чудовищем (Тифон), быком (Минотавр).
Ощущение
единства с окружающей природой определило легкость превращений людей в
растения, животных, камни, ручьи, реки, озера. В то же время древнегреческие
боги порой сохраняют признаки тотемов: так, Зевс нередко отождествляется с
быком. Но едва ли не главный признак архаических верований — представления о
бесчисленных мелких духах природы, присутствующих в лесах и рощах, ручьях и
родниках, в пещерах и ущельях, у отдельных деревьев и скал (нимфы, наяды,
дриады, сатиры). Духи природных стихий, как предполагалось, были
преимущественно враждебны человеку («демоны глухонемые» — по образному
выражению Федора Тютчева).
Преодоление
пассивного сопротивления «дикой» природы породило многочисленные предания,
мифы о героях. Среди них особо выделяется Геракл (Геркулес). Затем произошло
разделение мифических героев на две группы. Более древние, давшие людям
огонь, научившие искусствам, земледелию, ремеслам (Прометей, Аполлон,
Деметра, Гефест), были отнесены к бессмертным богам. Деяния других, более
поздних героев (Дедала, Орфея, Тесея, Одиссея) уже можно отнести к рубрике
«жизнь замечательных людей».
Мудр
миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса и смертной женщины. Он осмелился
занять место отца в солнечной колеснице. Небесные кони, однако, почуяли
неуверенность руки смертного человека и понесли сияющую колесницу. Когда она
приближалась к земле, вспыхивали леса и дома, обрушивалась на людей,
растения, животных губительная засуха. Удалялась солнечная колесница —
начинались страшные холода. Ударом молнии Зевс сразил Фаэтона...
Миф
предостерегал: не следует человеку своевольно вмешиваться в ход природных
процессов, подчиненных высшим законам, божественным силам. Забвение этой
истины приводило прежде и приводит сейчас народы и страны к экологическим
кризисам.
Согласно
мифам, изначально существовал Хаос (разверзшаяся бездна). Можно предположить,
что это отражает хаотичные, неорганизованные в определенном порядке представления
людей об окружающем мире. С освоением производящего хозяйства, созданием
культурных ландшафтов, городов, искусственной (техногенной) среды, человек
стал по-новому относиться к духам природы. Вот что писал об этом философ А.Ф.
Лосев:
«Теперь
и только теперь природа получает у греков то умиротворение и ту поэтизацию, которыми
они прославились на все последующие века вплоть до настоящего времени. Нимфы
рек и озер, так называемые океаниды, или нимфы морей, так называемые нереиды,
а также нимфы гор, лесов, полей и т.д. раньше представляли собой дикие и
ужасные страшилища, от которых человек не знал, куда и деться. Но теперь
значительно возросла его мощь и власть над природой... Нимфы, рассыпанные по
всей природе, получили теперь красивый, милый вид...
Всем теперь
правит Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Раньше он сам был и
ужасным громом, и ослепительной молнией... Теперь же гром и молния стали не
больше как атрибуты Зевса, и от разумной воли Зевса стало зависеть, как и для
каких целей пользоваться ему своими громами...
Фемида
раньше тоже ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее стихийных
и беспорядочных действий. Теперь она — богиня справедливости, богиня
прекрасного человеческого правопорядка... Детьми Зевса и Фемиды являются Оры
— веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и
государственного распорядка, справедливейшим образом посылающие с неба
атмосферные осадки... Даже мойры, эти страшные и неведомые богини рока и
судьбы, управляющие раньше всем Мирозданием и бывшие только одним из аспектов
все той же богини-Матери, даже эти мойры трактуются теперь как дочери Зевса и
ведут блаженную жизнь на светлом, веселом и красивом Олимпе».
Если
прежде боги нисходили с небес к людям, то теперь герои смело бросали вызов
богам. Лидийский царь Тантал, похитив с неба нектар и амброзию, раздавал
божественную пищу людям Певец Фамирид вступает в музыкальное состязание с
музами. Мастерство Дедала позволяет его сыну подняться к Солнцу. Ниоба, дочь
Тантала, считает себя красивее Лето (Латоны), матери Аполлона и Артемиды. Диомед
вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой И вот уже могучий Геракл
взваливает себе на плечи свод небесный!
Однако
мнимое освобождение от власти природы сопровождалось все более властным
порабощением социальной средой, правилами и ритуалами, государственными
структурами. Зевс хотя и управляет миром, привнося порядок в первозданный
хаос (непознанные еще законы природы), но и его своеволию почти нет предела,
о чем свидетельствуют его многочисленные сексуальные похождения. А с VI века
до н.э , когда стала развиваться греческая (ионийская) натурфилософия, боги
вообще отрешились от высоких идей, и начали вести жизнь, подозрительно
похожую на человеческую.
Греческим
мифологическим персонажам повезло в том смысле, что им в древности были
посвящены поэтические труды Ге-сиода, Гомера. Эти и некоторые последующие
мыслители постарались навести порядок в систему разрозненных преданий.
Сложившаяся мифология (именно — «логия», означающая познание) оказалась
настолько законченной, что ее переняли римляне. При этом греческие божества
приобретали новые имена, но в общем существенно не отличались от своих
прообразов. По этой причине мы не станем их выделять особо.
|