100 великих богов
Р. К. Баландин
БОГ ДЕЙСТВУЮЩИЙ
Так
условно можно назвать божество, которому поклонялись как сущности активной,
от которой зависит судьба людей, текущий ход дел. Богу-творцу отводилось
место достаточно неопределенное — где-то высоко в небесах или, чаще, повсюду
и нигде конкретно, причем он мог принять любую форму и реже всего —
человеческий облик.
В этом
отношении деятельный бог более определен и чаще всего связан с природными
стихиями.
Например,
у масаев Нгаи (Энгаи) — одновременно и небесное божество дождя, грома и
молнии, и бог войны, от расположения которого зависит удача во время
сражений, набегов. Масаи верили, что он одобряет их грабительские походы и
захват у соседних племен скота и другой добычи. Ему молились перед набегами,
что, по-видимому, придавало им уверенности в правомерности разбоя.
Как
олицетворение природной стихии Энгаи выступал под разными расцветками. В виде
Нарока (Черного) он олицетворял добро и ассоциировался с ясным небом,
дальними раскатами грома и небольшими благодатными дождями. А Энгаи-Наньокье
(Красный) был гневным и опасным, приносил с собой страшную грозу с молнией и
громом. Порой они представлялись двумя братьями. Согласно другим версиям
братьев три или даже четыре, из которых добрым всегда является черный,
грозным — красный (кроме них — белый и серый).
У
племени ашанти (Гана) как бог-творец почитался Ньяме. Одним из его символов
был трудолюбивый паук. Завершив свои земные дела, он удалился на небо. Его
супруга Асаое Афуа осталась богиней земли и плодородия. Ньяме послал своего
сына Тано (Тандо) на землю для того, чтобы вершить дела людей. Бога Тано
связывали с рекой Агьентоа и считали покровителем племени. Ему молились перед
военными походами. Однако, после того как англичане покорили ашанти, престиж
этого бога упал.
У
племени шона, живущего в междуречье Лимпопо и Замбези, деятельный бог Мвари
является одновременно и громовиком и первопредком. Он может милостиво
даровать дождь или покарать жестокой засухой. В то же время с его именем
связывают и различные проделки, имеющие целью поучать людей.
Согласно
представлениям племени фон, творец мира Маву-Лиза, существо неопределенного
облика, двуполое, породило несколько богов, которые стали повелевать
природными стихиями, но главными из них были первенцы-близнецы Да Зоджи и Ньохве
Анану (ставшая его женой). Именно им было предоставлено право повелевать
всеми земными делами, населить землю людьми и управлять ими.
В то же
время существует грозный бог-громовержец Хевиозо, от расположения которого во
многом зависит благосостояние людей: он посылает жару и сушь, ливень и бурю,
но также дарует дождь, обеспечивая плодородие полей. Ему помогают его дети.
У
племени шиллук верховное небесное божество Джуок, создавшее небо и землю, а
из глины — людей, стал повелителем духов и дождя (в виде небесного быка).
Однако его «представителем» на земле считался божественный предок, культурный
герой Ньиканг.
В
общем, деятельный бог может принимать различные формы, хотя чаще всего он
фигурирует в образе громовника и человека, первопредка, продолжающего влиять
на земные дела. И тот, и другой образы вполне оправданы. В первом случае речь
идет о явлении, от которого зависит благополучие племени, но на которое
человек не способен оказать влияние.
Почитание
первопредка — характерная черта первобытных религий. Оно сопряжено с
уважением к традициям и способствует стабильности общества (хотя и тормозит
его технический и социальный прогресс). В этом смысле предки действительно
остаются среди живущих и оказывают влияние на них.
|