100 великих богов
Р. К. Баландин
ВСЕВЫШНИЙ
БОГ-ТВОРЕЦ
Несмотря
на обилие племенных, родовых, семейных и личных божеств, разнообразных духов,
почти повсеместно в Африке распространена идея верховного бога. В некоторых
случаях ее утверждению способствовало распространение ислама, иудаизма,
христианства, но чаще всего она не заёмная, а местная. Свидетельство и подтверждение
этому — множество имен у этого бога, даваемых разными племенами: Адудва
(бауле), Алуруа (ашанти), Амма (догон), Атана (тура), Веле-ха-каба (вагусу),
Вулу (мано), Вульбари (крачи), Гейи (бете), Гено или Дундари (фульбе), Дебвену
(бобову-ле), Ио (бамбара), Кулоти-оло (сенуфо), Леза (ила, мамба), Калунга, Мулунгу.
В большинстве случаев этот всевышний, сотворивший мир, не удостаивается
культа, молений, восхвалений. Считается, что он слишком велик и далек от
насущных нужд людей. Разумнее обращаться с просьбами к более близким и
активным божествам.
Чаще
всего об этом великом боге предпочитают не рассуждать, «мудрствуя лукаво»,
ибо речь идет о том, что несравненно превышает способности человека. Иногда
даже его не считают творцом, потому что о начале мироздания нельзя сказать
ничего определенного.
Если и
существовал создатель мира, то он давным-давно удалился от всяких дел и не
участвует в управлении землей и небом. Правда, в одном случае бог Са
выступает и как творец, и как повелитель подземного мира (тоже своеобразная
форма ухода от дел текущих).
Еще
одна особенность высшего бога: неопределенность пола или двуполость, как у Нана-Булуку
(эве, фон). И в этом тоже усматривается немалая мудрость, ибо откуда бы знать
людям половую принадлежность верховного существа, тем более что оно — как
первое и наивысшее — должно совмещать в себе самые разнообразные признаки.
В
общем, великий бог далек, вездесущ или скрытен, вершит лишь немногими
всемирными делами, которые не под силу понять человеку. Возможно, он милостив
и добр, но до людей ему нет дела. А вот дьявольские духи злы, а потому их-то
и следует умилостивлять.
Подобные
представления о боге настолько глубоки, что советский ученый-африканист В.Б.
Иорданский высказал мнение, будто исследователи «превратили
крестьянина-африканца в изощренного философа — роль, которая тому совершенно
чужда». Но почему же — чужда? Ведь подлинный мыслитель вовсе не обязательно
должен получить высшее, а то и первичное школьное образование. А
представления о богах людей далекого прошлого, которые умели размышлять
самостоятельно, были близки к правде природы — и внешней (мироздания, земного
окружающего мира), и внутренней природе человека. Кстати, и сам Иорданский в
своей интересной книге «Хаос и гармония» раскрыл глубокие философские
подтексты верований африканцев.
Надо
признать, что представления большинства африканских племен о Всевышнем
исполнены глубокого смысла и в то же время — простоты, естественности.
Возможно, что это относится вообще к воззрениям на богов людей примитивной
культуры, сознание которых не искажено теми идеями, которые привносятся в
результате формирования классового общества, основанного на принципах
господства-подчинения и стремления отдельных групп к неограниченной власти.
|