100 великих богов
Р. К. Баландин
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И
ЮЖНАЯ АФРИКА
О
наиболее великих и знаменитых богах Африки мы уже говорили, когда шла речь о
египетской цивилизации. Сейчас нам предстоит познакомиться с богами тех
африканских племен и народов, которые значительно отстали в социальном,
техническом и культурном отношении от индустриально и культурно развитых
стран мира.
Может
показаться странным, что на одном и том же континенте в сравнительной
близости находились и одна из самых первых и процветающих несколько
тысячелетий цивилизация долины Нила, достигшая необычайных успехов в
культурном развитии, и как бы обреченные на вечную отсталость разрозненные
культуры племен, сравнительно недавно переступивших рубеж бронзового века, а
то и неолита.
Чем
объяснить такую катастрофическую разницу? Расовыми особенностями, природными
условиями или какими-то иными причинами? Когда и почему началось сказываться
преимущество одних народов (или обитателей одних регионов) перед другими?
Можно ли говорить о каких-либо богах тропической Африки, которые почитались
многими племенами (народами), или придется только сослаться на необычайную
пестроту религиозных воззрений при огромном количестве богов, которым
поклонялись сотни африканских родов и племен?
Самое
интересное и удивительное, что семь-восемь тысячелетий назад в Африке
действительно могла существовать передовая по тем временам цивилизация,
охватывающая значительную часть континента, которую ныне занимает Сахара и
прилегающие к ней районы — вплоть до зоны влажных тропических лесов. От нее
сохранились только остатки стоянок времен древнего, среднего и нового
каменного века, знаменитые наскальные рисунки Сахары, высохшие долины рек и
впадины былых озер и величайшая пустыня в мире.
Еще
тогда, когда в долине Нила были непроходимые леса и болота, на территории
Сахары располагались, как надежно выяснено палеогеографами и геологами,
преимущественно саванны. Это были места, благоприятные для обитания и
культурного развития местного населения: разнообразие ландшафтов, обилие рек
и озер, отдельные лесные массивы и заболоченные территории, обилие самых
разнообразных животных.
Наскальные
рисунки Сахары запечатлели многих представителей тогдашней фауны, охотничьи
сцены, а в более позднее время — скотоводов со своими стадами, а затем
колесниц и вновь примитивных — по одежде и вооружению'— охотников. К
сожалению, среди огромного разнообразия рисунков очень редки сцены, которые
можно интерпретировать как мистические или религиозные. Это показательно.
Судя по всему, люди тех далеких времен были преимущественно реалистами (что
подтверждают и наскальные рисунки каменного века в Европе).
Если
учесть, что в Африке не было встречено племен, не имеющих более или менее
сложных религиозных представлений, то и во времена сахарской саванны, надо
полагать, существовали у людей представления о богах. Однако изображать
великих богов они или не желали, или боялись, или просто не могли по той
простой причине, что боги эти были преимущественно абстрактными, во многом
умозрительными. А вот более мелких духов, фантастических существ люди порой
изображали. Это или мелкие рогатые фигурки, похожие на чертиков, или крупные
массивные круглоголовые существа, похожие на людей, одетых в скафандры и с
антеннами на головах (эти изображения содействовали утверждению современного
мифа о прилете на Землю инопланетян). Возможно, это — люди в масках и ритуальных
нарядах.
В
общем, судя по этим памятникам далекого прошлого, люди не изображали образ
Божий в виде человека. Это соответствует одной из характерных особенностей
религиозных представлений африканцев: верховное божество для них было
абстрактным или полуабстрактным понятием. Конкретными проявлениями высших сил
были божества отдельных стихий, обожествленные предки или животные,
духи-демоны, присутствующие повсюду и постоянно вмешивающиеся в дела людей.
Приводить
конкретные примеры в нашем случае — занятие неблагодарное и утомительное, ибо
пришлось бы перечислять десятки племен и народов, множество имен богов. Но
все-таки некоторых богов упомянем (в скобках — названия племен).
Очень
распространено божество Земли — чаще богиня: Бун-си (банту), Кловеки (кробо),
Одудва (йоруба), Пемба (бамба-ра) и др. В некоторых случаях бог Земли
является одновременно и творцом. Божество воздуха Телико (бамбара) могло
олицетворять дыхание, а божество огня и железа Огун (йоруба) — войну. Оригинален
Масапару (бобовуле), олицетворяющий животворную подземную или колодезную
воду.
Обожествление
животных исследователи связывают с пережитками тотемизма, когда название
животного было именем обожествленного предка, а затем стало духовным
покровителем рода. Часто обожествлялись змеи. В Дагомее небесный змей Данг-бе
отождествлялся с дождем и радугой. Хотя чаще плодородный дождь считался
проявлением силы небесного быка: Джоука (шиллук), Ниалит (динка), Нуна (баи),
Хеко (каффа), который нередко выступал и как бог-творец. У догонов
божественный змей Сиги считался и первопредком. У прибрежных племен на западе
континента морскими божествами, покровителями рыболовства, считались Манийри,
Манто, Нанзикра, выступавшие в образе морского животного ламантина...
Общим
для народов Африки (в чем они, конечно, не оригинальны) является культ
предков. Этот обычай с древнейших времен помогал людям сохранять стабильность
общества, старинные заповеди, обряды, а также суеверия. Этот же обычай
противостоял всяким новшествам, нововведениям, открытиям. Культ животных
(часто насекомых, пауков) был свойственен племенам охотников и собирателей,
тогда как земледельцы и скотоводы перешли к обожествлению природных стихий,
Солнца, Земли, воды.
По
свидетельству английского этнографа XIX века А. Элли-са, в Гане (прежде —
Золотой Берег) «каждый поселок, деревня, округа имеют своих местных духов,
или богов, повелителей рек и ручьев, холмов и долин, скал и лесов».
Большинство таких духов считалось враждебным людям. Кроме того, распространен
культ умерших вождей, правителей (или здравствующих, что накладывает на них
обязанности порой поистине божественные, например, вызывать дождь), а также
племенных богов и даже личных (фетишей), с которыми обращаются достаточно
сурово, ожидая от них исполнения некоторых желаний, содействия в делах; а
чтобы фетиш (обычно в виде деревянной фигурки) не забыл пожеланий, в него
вколачивали гвозди.
|