100 великих богов
Р. К. Баландин
ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ
У этой
богини довольно странное имя и не очень благородная суть: «Пожирательница
нечистот». Однако она считается одним из наиболее древних божеств Центральной
Америки. В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богиня земли и
плодородия, греховности и покаяния, владычица ночи, прародительница...
Однако
ее происхождение принято связывать с древнейшей так называемой «Богиней с
косами», покровительницей съедобных улиток и водных растений. Почему эта
высокочтимая богиня превратилась в пожирательницу нечистот, а в таком
неприглядном облике все-таки удостаивалась поклонения? Ничего подобного вроде
бы не встречается у других богов.
Объяснение
можно предположить такое.
В
древности севернее территории Мескики располагалась плодородная лесостепь,
обильная животными. Около 2—2,5 тысячелетий назад здесь были истреблены почти
все крупные млекопитающие, служившие главным предметом охоты. При
сравнительно большой численности населения это привело к голоду и вымиранию
отдельных племен. Тогда же, по-видимому, началось возделывание растений,
однако велось оно примитивно и селекция сельскохозяйственных культур только
еще началась. Основным видом питания стал «подножный корм»: собирание дикорастущих
съедобных растений, улиток, а также насекомых. Это преимущественно женское
занятие поддерживало существование племен в наиболее неблагоприятные периоды.
Тогда и
могло (или даже должно было) зародиться почитание и обожествление
«Женщины-собирательницы с косами».
С
повышением уровня сельского хозяйства, развитием ирригации собирательство
отошло на второй план, и соответствующая богиня стала «Пожирательницей
нечистот». Однако поклонение ей сохранилось, хотя и на другой идеологической
основе. Впрочем, и для земледельцев через несколько столетий настали
непростые времена. Уничтожение лесных массивов и осушение болот привели, как
это бывало во многих регионах планеты, к снижению уровня подземных вод и
усилению поверхностного стока.
В
результате этих изменений природы, вызванных деятельностью человека, сильные
катастрофические разливы рек сменялись долгим мелководьем и осушением почв.
Люди стали во многом зависеть от характера дождей (вспомним культ Тлалока).
Вновь пришлось вспомнить о богине-собирательнице, поедающей «нечистую» пищу.
Так
изменения природной среды содействовали появлению и сохранению очень
странного культа Тла-сольтеотль.
Экстремальные
условия, во время которых приходилось уповать на милость этой богини, породили
и ее суровый культ с человеческими жертвоприношениями На празднестве в ее
честь убивали девушку, из ее кожи изготавливали накидку, которую набрасывал
на себя жрец, олицетворявший с этого момента богиню. Затем следовало ее
символическое соединение с Уицило-почтли (Колибри-левшой), одним из четырех Тескатлипоков,
который в этом ритуале выступал олицетворением Солнца. В результате
праздновалось рождение бога молодого маиса (ритуал магии плодородия).
В годы
засухи, чтобы вызвать животворный дождь, приносили в жертву богине мужчину.
Его привязывали к столбу и метали в него дротики. Брызги и струйки крови
символизировали дождь (симпатическая магия).
Вновь и
вновь мы убеждаемся, что история богрв неразрывно связана с изменениями в
природе, обществе, типах хозяйства Духовный и материальный мир людей всегда
находится в единстве (чаще, к сожалению, дисгармоничном) с окружающей
природной средой.
|