100 великих богов
Р. К. Баландин
ИЦАМНА
Судя по
имени этого божества («Дом игуаны»), оно перешло в мифологию майя из более
древних эпох, когда поклонялись тотемным животным. С тех пор сохранился
символ этого божества — кайман или игуана.
В более
позднее время эти животные стали символами четырех опор мироздания: головы
рептилий, соединяясь внизу головами, составляли землю, а их поднятые вверх
тела и соединенные в виде купола хвосты — небосвод. По другой версии, Ицамна
— это олицетворение мироздания: земля — это голова, а небо — тело божества.
Около
3—3,5 тысячелетий назад образ Ицамны изображался порой примерно так, как
изображались китайские драконы: рептилия с крыльями птицы, зубастой пастью и
когтями ягуара. Это был один из наиболее чтимых богов. В человеческом облике
он выступал в образе беззубого старика. Возможно, тем самым подчеркивалась
древность этого бога.
Со
временем Ицамна утрачивал архаичные черты, приобретал новые качества. Это
было связано в значительной степени с переходом к новым типам производящего
хозяйства, классовой организации общества. Теперь он стал «заведовать»
земными стихиями: вулканическими извержениями и землетрясениями, дождями и
росами, солнечным теплом, произрастанием растительности.
В
некоторой степени Ицамна стал абстрактным божеством, олицетворяя собой
полезные или вредные дожди, почвенное плодородие, сотворение мира и даже изобретение
письменности, основание жречества. Он считался покровителем ряда
городов-государств майя.
|