100 великих богов
Р. К. Баландин
ОМЕТЕОТЛЬ
Это —
один из наиболее великих, древних и загадочных богов нагуа. В гимне,
посвященном ему, сказано:
Мать
богов, отец богов, старый бог,
распростертый
в центре земли,
заключенный
в бирюзовую темницу.
Тот,
который находится в водах цвета голубой птицы,
тот,
который скрыт облаками.
Старый
бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин
огня и года.
Здесь
подчеркивается двойственность, дуальность Ометеотля: он и мать, и отец богов.
В то же время он присутствует не только в центре земли (читай — Вселенной?),
но и в воде, воздухе, в царстве мертвых, а также повелевает огнем и временем.
В
другом тексте содержится намек на то, что идеи разрабатывал, по-видимому,
жрец Кецалькоатль:
И
рассказывают, и говорят, что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом нечто в
глубине неба. К той, у которой юбка из звезд, к тому, кто заставляет
светиться вещи. Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти; та, которая одета
в черное, тот, который одет в красное; та, которая поддерживает землю, тот, который
покрывает ее хлопком.
И туда
обращал он свои призывы, как было известно, по направлению к месту дуальности,
месту девяти перекладин, из которых состоит небо...
Двойственная
основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала,
позволяет предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов.
Правда, двойственность мира предстает более поэтической, чем
натуралистической, ибо Госпожа плоти связывается с ночью, звездным
небосводом, подземельем, а Господин плоти — с днем, солнечным светом,
растительностью и плодородием полей.
В
данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывали
тринадцать. Согласно верованиям ацтеков, на тринадцатом небе находится
владыка мира Ометекутли. Однако в этих более поздних представлениях
философские идеи жреца Кецалькоатля выхолощены и упрощены. У ацтеков главным
воплощением Ометекутли был Тонакасиуатли («Владыка нашего существования»),
имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира, и пер-вопредками
людей.
Надо заметить,
что до нас дошли только сравнительно поздние предания, в которых верховный
жрец Кецалькоатль предстает мифическим персонажем, а на его представления о
мире и человеке накладываются более поздние взгляды, нередко опровергающие
его идеи. Восстановить истину в таких условиях чрезвычайно трудно, и это —
дело специалистов.
|