100 великих богов
Р. К. Баландин
ЯПОНИЯ
Первые
сведения о всеяпонском божестве относятся к VI веку до н.э. Согласно японской
традиции, 11 февраля 660 года до н.э. считается датой основания государства.
Тогда уроженец острова Кюсю Дзимму завоевал страну Ямато и занял ее престол,
называя себя Сыном Неба, а своей праматерью — богиню Солнца Аматэрасу.
Впрочем, есть предположение, что Дзимму — мифический герой, имя которого
обозначает божественный воин».
О
древнейших богах, которых чтили на Японских островах, существуют только
предположения. По-видимому, это были местные племенные божества, духи-покровители,
которых называли «ками». Когда в VI веке на островах появились первые
проповедники буддизма, местную религию стали называть ками-но-ми-ти («путь ками»),
а по-китайски — син-то. Последний термин вошел в европейские языки, и теперь
древнюю местную религию японцев называют синтоизмом.
Поклонение
духам природы, горам и камням, долинам и рекам, растениям и животным,
соединилось в синтоизме с обожествлением мифических предков императорского
дома, а также некоторых богов. На развитии этой религии сказалось влияние
буддизма. В период феодальной раздробленности в Японии стало пользоваться
популярностью христианство, но это продолжалось не долго: оно было запрещено
в начале XVII века. В середине XIX века в связи с укреплением власти микадо
(императора) синтоизм вновь обрел широкую популярность, хотя и не смог
вытеснить буддизма.
До
окончания Второй мировой войны синтоизм (храмовый, в отличие от сектантского)
был государственной религией Японии, провозглашая догмат о божественности
императорской власти. Его священной воле обязан был повиноваться каждый
японец. Такое слияние религиозной веры с государственной властью служило единой
идейной опорой японцев и способствовало их завоевательской политике.
Существуют
десятки сект синто, многие из которых сохраняют следы древних культов духов
стихий, но есть и обновленные. Так, секта тенрикё поклоняется божественному
вселенскому разуму Тенри. Но в целом синтоизм предполагает поклонение
многочисленным богам, не только общим, но и местным, а также семейным
(считается, что каждый умерший превращается в ками, а потому глава семьи или
рода совершает моления духам предков).
Существует
два свода японских мифов и легенд — «Кодзи-ки» и «Нихонсёги», начало составления
которых относят к VII веку. Как обычно бывает, четкой определенной системы в
японской мифологии нет. О некоторых богах, представленных культурными
героями, рассказывается много, тогда как другие, порой не менее важные, лишь
упомянуты. К последним можно отнести Инари — «рисового человека», покровителя
земледелия, которого изображали обычно с лисицей и двумя охапками рисовых
колосьев. По-видимому, некогда он был связан с тотеми-ческим культом лисы,
затем стал богом земледелия и пищи («пяти злаков»), а с развитием торговли
стал считаться покровителем торговых операций, божеством успеха и богатства.
Однако Инари, почитаемый в народе, не был причислен к сонму великих богов.
|