100 великих богов
Р. К. Баландин
ХУАН-ДИ
Как
многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет несколько разных
обличий, подчас не связанных между собой, во всяком случае явно. Даже имя его
толкуют по-разному: «Желтый государь» или «Блестящий государь». Первое,
пожалуй, больше отвечает действительности, потому что Хуан-ди связывали с
магическими силами земли. Как известно, в Китае широко распространены
палево-желтые лёссовые породы, в которых издавна и поныне устраивают местные
жители подземные жилища и даже храмы (кстати, знаменитые киевские пещеры тоже
пробиты в лёссах).
В
некоторых случаях Хуан-ди считают реальным историческим лицом, правившим
якобы в середине III тысячелетия до н.э. Но продолжительность его правления
называют явно мифической: 100 или даже 300 лет. Ему приписывают изобретение
топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель (все это очень сомнительно).
Считалось, что он научил людей устраивать глубокие колодцы, отливать колокола
и треножники, мастерить телеги и лодки (последнее тоже сомнительно).
Говорили, будто он сделал волшебный барабан из шкуры дракона-громовника.
Его
почитали как мудрого и деятельного политика, при котором осваивались
предгорья, прокладывались дороги. Имея много жен, он стал отцом 25 мальчиков,
14 из которых основали новые княжеские роды. В знак его благополучного правления
в стране появились единорог и феникс. В конце жизни он собрал медь на горе,
отлил ритуальный треножник. К нему прилетел дракон, Хуан-ди, ухватил его за
ус, оседлал и вознесся в небо, удостоившись бессмертия.
По
другой версии, он погребен на горе Цяошань в провинции Шэньси, или, другой
вариант, там покоится его одежда, а тело и душа пребывают на небесах. Вся
история с полетом на драконе может быть отголоском предания о том, что первопре-док
рода Чэнь был зачат от удара молнии и являлся драконопо-добным божеством
грома и грозы. Создается впечатление, что в древности при каком-то правителе
(Хуан-ди?) был создан огромный барабан, звук от которого напоминал громыхание
грома. Возможно, ударяя в него, заклинатели пытались отвести грозу и град.
Для этого же стреляли в небо с облаком-драконом из луков (согласно легенде,
когда Хуан-ди улетал на драконе, его сторонники стреляли в чудовище из луков,
чтобы заставить его опуститься). Подобные ритуалы, призванные устранить
опасность града или шквала, смерча, практиковались у разных народов.
Нетрудно
усмотреть в преданиях о Хуан-ди причудливую смесь более или менее реальных
эпизодов, весьма сомнительных и откровенно фантастичных. Последние и делают
его мифологическим героем. Его рождение представлено чудесным и невероятным:
он сразу же начал говорить, имел солнечный рог, лик дракона, четыре глаза
(или даже четыре лица). Последнее обстоятельство подчеркивало его нахождение
в центре мира или Поднебесной, а значит, превращало в верховное божество.
Ему легенда
приписывала огромный рост и необычайно умелое владение копьем и щитом. Зная о
своем могуществе, он потребовал дань с правителей всех четырех сторон света.
Трое из них безоговорочно подчинились более сильному владыке. Осмелился
перечить лишь Янь-ди, правитель Юга и божество солнца, которого называют
родным или сводным братом Хуан-ди.
Янь-ди
— фигура интересная. В переводе его имя означает «повелитель пламени». В
некоторых мифах ему приписывалась роль первого земледельца: при нем якобы
появилась красная птица с девятью колосками злаков в клюве, которая роняла их
на землю. Янь-ди подбирал зерна и сажал в землю; тот, кто вкушал выросшие
злаки, становился бессмертным.
В свою
очередь, у Янь-ди был своеобразный двойник — «божественный земледелец» Шэнь-нун,
с которым тоже связывали начало земледелия, а также мудрое правление. При нем
с неба дождем посыпалось просо, и он первым стал пахать и сеять. В отличие от
него, Янь-ди, связанный с огнем, являлся олицетворением подсечно-огневого
земледелия.
Итак, Янь-ди
осмелился не подчиниться повелению Хуан-ди, отказавшись платить ему дань. В
ответ Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и выступил против брата.
(Обратим внимание на эту деталь: звери, естественно, являются «противниками»
подсечно-огневого земледелия, ибо страдают и гибнут от него; такой
«экологический мотив» усматривается в данном мифе.) Произошла кровопролитная
битва, в которой Янь-ди потерпел поражение (нет ли тут намека на отказ от
подсечно-огневого земледелия?).
Не
исключено, что в подобных мифах отражаются главным образом предания о борьбе
за власть правителей или кланов древности. Однако в любом случае перед нами —
образы мифологических героев, которые вобрали в себя несколько
разновозрастных пластов старинных преданий: о легендарных правителях,
культурных героях, связанных главным образом с земледелием, а также о
приходных явлениях. При этом поэтические обороты, например, громоподобный
барабанный бой, облако-дракон, обретали черты реальности.
|