100 великих богов
Р. К. Баландин
НЮЙВА
В
китайском пантеоне женщинам уготовано скромное место. Первоначально женское
божество со временем, в более поздних мифах, порой становилось мужским
образом или каким-нибудь чудовищем. Считается, что Нюйва в древности была
женщиной-лягушкой, а позже ее стали изображать женщиной с телом змеи.
Предполагается, что у племен Ся она считалась прародительницей рода
человеческого.
В
произведении II века до н.э. «Хуайнань-цзы» («Хуайнаньский философ») она
представлена как божество космогоническое и в то же время культурный герой,
хотя в этом случае люди существуют как будто бы испокон веков, в еще «недоустроенном»
мире: «В очень давние времена четыре столба [по четырем странам света] были
низвергнуты, девять областей [обитаемого мира] раскололись на части. Небеса
не покрывали всего [Мира], а Земля не поддерживала полностью [Небеса]. Огонь
бушевал — и никто его не тушил, воды разливались — и никто их не сдерживал.
Лютые звери пожирали людей, хищные птицы терзали старых и слабых своими
когтями. Вот почему Нюйва сплавила вместе камни пяти цветов и залатала ими
лазурное небо. Она отрезала ноги у черепахи и укрепила ими четыре столба. Она
заколола Черного Дракона, чтобы спасти область Цзи; она собрала тростниковую
воду, чтобы запрудить непокорные воды».
Нюйва,
как видим, постаралась благоустроить мир для людей, которые то ли были
ленивы, то ли дики и глупы. В более позднем мифе дано пояснение: когда
божество воды Гунгун боролся за власть с духом огня Чжужуном, то, терпя
поражение, споткнулся о гору, сломал небесную опору и повредил небосвод. Этот
миф объясняет, почему на земле и на небе нет полной симметрии: на восток от
суши (в Китае, конечно) находится великая впадина океана, и реки текут на
восток, тогда как небесные тела движутся в противоположном направлении и
незримая ось, вокруг которой вращается Небо со звездами, наклонена по
отношению к горизонту. Все это — последствие столкновения двух гигантов: Гунгуна
и Чжужуна, духов воды и огня.
В
трактате II века «Общий смысл обычаев» приведен миф о сотворении людей: «В
народе рассказывают, что когда Небеса и Земля отделились друг от друга, но
еще до того, как появились люди, Нюйва творила людей, сбивая в ком желтую
землю. Но работа эта сильно утомила ее, и у нее не оставалось свободного
времени. И тогда она протянула через жидкую глину шнур и стала стряхивать
капли глины на землю. Вот почему богатые и знатные — это люди изготовленные
[богами] из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные, все обычные
люди, изготовлены с помощью шнура».
Выходит,
что знатные — это «штучный товар», а обычные люди — продукт «массового
производства». Хотя неясно, почему внешне все так похожи, а бедные порой
богатеют, тогда как богатые и знатные могут стать бедняками. Миф укореняет
мысль о «естественности» кастовой структуры общества. Вновь, как мы уже
нередко замечали, предание идеологично, имеет социальный подтекст. А
космологическая идея осталась нераскрытой. Кто и как сотворил мир? Китайцы
вроде бы предпочитали не задумываться всерьез на этот счет. В поэме «Тянь вэнь»
(«Вопросы Неба»), IV век до н.э., автор предлагает читателю самостоятельно
мыслить, искать ответы: «Зачем И стрелами сбивал солнце?, Где было, чтобы в
лесах из камня какой-нибудь зверь умел говорить? Где было, чтобы безрогий
дракон гулял, посадив на себя медведя?» Среди подобных загадок есть и такая:
«Нюйва имеет тело — кто же слепил и скроил его?»
Таков
извечный вопрос Всех мифов о творении, включая библейский или самые
современные космогонические научные теории (точнее — научные мифы): кто
создал Творца? Что было до того, как появился мир? А может быть, нелепа уже
сама постановка вопроса, как рассуждения о говорящих животных или медведе,
катающемся на драконе?
Китайцы
предпочли видеть Нюйву не творцом мира, а его благоустроительницей, а потому
изображали ее с измерительным угольником в руке или, как олицетворение
женского начала Инь, с диском Луны в руках. В этом случае ее братом и
супругом называется первопредок-бог Фуси («Ловец жертвенных животных»),
изображаемый с циркулем в одной руке и солнечным диском в другой — символом
мужского начала ян. Оба эти божества считались покровителями бракосочетаний,
а Нюйва могла избавить женщину от бесплодия.
Сам по
себе дуализм инь и ян как двух противоположных начал — идея великая,
предваряющая представления о положительных и отрицательных зарядах, частицах
и античастицах, вакууме и антивакууме. Но в случае с Нюйвой, сотворившей род
человеческий, неясно, оставалась ли она при этом все той же темной земной Инь,
а потому и создала людей как существ земных, исполненных темными страстями?
Или все-таки приложил свою руку в делах творения и светоносный Фуси?
|