100 великих богов
Р. К. Баландин
ШАН-ДИ,
ТЯНЬ-ДИ
Он
считался главным богом в древности — Верховным владыкой, Небесным императором
(так переводится его имя). В древнейших текстах его называли просто Ди,
подчеркивая то, что он именно Господь, Владыка.
В то же
время, согласно предположению ряда исследователей, ди первоначально
обозначало жертвоприношение верховному божеству в честь предков или даже
тотемов царствующей династии. В период правления династии Шан-Инь, около
XIII—XI веков до н.э., к имени «Ди» добавили Шан, имея в виду соответствующих
императоров.
«В
представлении иньцев, — писал известный советский синолог Л.С. Васильев, — Шан-ди
был не только верховным божеством, главой всех потусторонних сил, но и
ближайшим родственником самих иньцев, их легендарным родоначальником и
покровителем, предком-тотемом. Именно он, Шан-ди, приняв облик божественной
птицы (ласточки), чудесным образом зачал сына, который стал, по верованиям иньцев,
родоначальником этого племени». Шан-ди не столько молились, сколько просили у
него, обожествленного предка-покровителя, помощи и поддержки.
По
словам Л.С. Васильева, «данные многочисленных иньских гадательных надписей
свидетельствуют о том, что именно Шан-ди был главной и последней инстанцией в
миге сверхъестественных сил, что от его милости, от его решения в конечном
счете зависело поведение всех остальных духов. Ему, Шан-ди, повиновались духи
ветра и дождя, облаков и грома... Победа над врагом, успешная борьба с
несчастьями и болезнями, удачная охота и даже благополучное разрешение от
бремени супруги вана — все это тоже было в компетенции Шан-ди. Словом, Шан-ди
считался главным верховным божеством, которому на небе так же беспрекословно
должны были подчиняться все остальные духи, как на земле все люди подчинялись
воле иньского правителя-вана».
Надо
только уточнить, что в отличие от своевольного божества иудеев, или
злокозненных дэвов иранцев, или бога-разрушителя Шивы, Шан-ди олицетворял в
первую очередь мировой порядок, высшие законы мироздания и общества.
О том,
как судьбы богов связаны с изменением социально-политической ситуации, можно
судить и на примере Шан-ди. Когда иньцев завоевали чжоусцы, то этого бога
соединили с подобным ему Тянь-ди. Сложился культ Неба (Тянь), обезличенный,
не имеющий, можно сказать, корней в верованиях того или иного племени. Культ
Неба стал монополией императоров, которые — и только они — приносили ему
жертвы, исполняли высшие законы.
Это
возлагало на императоров не только почетные священные обязанности, но и
огромную ответственность. Остабаясь владыками Поднебесной империи, они
одновременно находились во власти более высокой и могущественной силы — неба,
космоса, мирового порядка. И если император провинился перед небом, если в
его правлении происходят бедствия, страдает народ (пусть даже от природных
стихий), если он принимает несправедливые решения, лжет, совершает злодеяния,
его можно свергнуть. Как учил последователь Конфуция Мэн-цзы, это было бы
свержением или убий-. ством негодяя и злодея, а не правителя.
Соединение
в верованиях китайцев культа небесного порядка и божественных предков
способствовало сохранению традиций и стремлению в первую очередь сохранять и
поддерживать сложившуюся структуру общества, осторожно относиться к
нововведениям и реформам.
|