100 великих богов
Р. К. Баландин
ЗЕРВАН (ЗУРВАН)
Об этом
боге времени и судьбы следует сказать особо. Он стал предметом культа,
религиозного течения зерванизма, которое даже соперничало с маздеизмом. Не
очень ясно, когда и как он возник. Предполагается, что сравнительно поздно.
Однако, по-видимому, еще раньше бытовал миф о Зерване, который в пересказе М.
Дрездена звучит так.
Некогда
не существовало ничего: ни земли, ни неба, ни каких-либо тварей на небе или
на земле. Был только один Зерван.
Ему
было одиноко, и в продолжении тысячи лет он совершал жертвоприношения, прося
себе сына, чье имя было бы Ормазд (Ахура Мазда) и который создал бы небо и
землю и все, что есть на них. Совершая так жертвоприношения тысячу лет, он
начал размышлять: «Есть ли польза от моих жертвоприношений, будет ли у меня
сын, или все мои старания напрасны?»
И пока
он так размышлял, в материнском чреве зародились и Ормазд, и Ахриман. (Из
этого следует, что это первосущество — человекоподобный Зерван — был двуполым
по природе своей.) Ормазд предугадал его мысли, и как сама Правда сказал о
них Ахриману. Тогда тот разорвал чрево и явил свое отвратительное обличье
отцу Зервану, сказав: «Я твой сын, Ормазд».
С
отвращеньем отвернулся от него Зерван, видя в нем исчадье тьмы, ощущав его смердение
и чувствуя в нем творца зла. Он зарыдал. И тогда появился на свет его сын Ормазд
— светлый и благоуханный.
Ахриман
приблизился к Зервану и напомнил о его зароке: «Берегись, разве ты не
поклялся первому пришедшему дать владычество над миром». И Зерван ответил:
«Сгинь, Нечистый; я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но Ормазд будет
править над тобой, а после отведенного времени будет царствовать Ормазд и все
исправит по своей воле». Так и свершилось.
Этот
миф, как всякий другой, оперирует человекоподобными образами. По всей
вероятности, жрецы привнесли в него мысль о великом благе и действенной силе
жертвоприношений. Народная фантазия украсила его живописными деталями и острой
сюжетной коллизией. Однако у него есть глубокая философская основа. Он
повествует о Вечности, которая существовала изначально и содержала — в
материальном воплощении — изначальную двойственность, мужское и женское
начало, без разделения добра и зла, без всего разнообразия известного нам
материального мира.
В
средневековом сочинении «Бундахише» («Первотворение»), в котором пересказаны,
как считается, утраченные космологические взгляды, содержавшиеся в
соответствующем разделе Авесты, есть гимн Вечности, где сказано: Зерван —
могущественнее обоих творений — Добра и Зла. Все, что происходит в этом мире,
уже предопределено Зерваном, и судьба каждого человека в его ведении.
Эти
идеи стали основой манихейства, считающего равнозначными, равновеликими
силами Добро и Зло. Более того, убеждаясь на горьком жизненном опыте в
торжестве зла, нередко побеждающего добро, лжи, которая привлекает многих
больше, чем правда, некоторые зерванисты утверждали, что в мире правит
Ахриман, а Ормузду суждено вечно бороться с ним, так и не одерживая
окончательной победы.
Интересней
другое. Обратим внимание на выделение Вечности и Временности, то есть существования
череды событий, которая служит материальным воплощением течения времени. Эту
идею можно толковать как существование изначальной неопределенности,
отсутствие следов каких-либо объектов и явлений. В таком случае о начале
творения говорить не имеет смысла. Можно судить только о том периоде, когда в
мире уже оформились и стали действовать две первичные силы.
Если
обратиться к современным взглядам на структуру Вселенной, то появление
материальных носителей «положительной» и «отрицательной» первоосновы мира
сопоставимо с возникновением из космического вакуума частиц и античастиц. Но
для такого «саморождения» (в физике этот процесс называется фоторождением)
требуется «сгущение» энергии вакуума в отдельных «узлах»...
Не
станем вдаваться в детали (тем более что теория фоторождения Вселенной еще не
создана, заявлена лишь гипотеза). Самое замечательное, что в дальнейшем
должно было происходить формирование структур, в которых центральное место
занимают
частицы,
тогда как античастицы остаются в скрытом состоянии (типа волновых пакетов).
То есть в нашем мире действительно преобладает что-то одно: материя,
включающая в себя антиматерию, или, наоборот, в зависимости от того, что мы
называем материей (положительной, говоря условно) и антиматерией
(отрицательной).
Повторяю,
такова гипотеза, которая упомянута, еще и потому, что она предложена мной (ее
пытался разрабатывать, между прочим, А.Д. Сахаров, так и не сумевший
преодолеть некоторые трудности на этом пути, как оказалось, вполне
преодолимые). Очень показательно, что истоки этой идеи — в ее наиболее общем
философском контексте — уходят в далекое прошлое. Ведь мысли об изначальном «безвременьи»,
а точнее — Вечности (или Неведомом), были высказаны, как мы знаем, и в
космогоническом гимне Ригведы.
Что в
мире преобладает — Добро или Зло, или же они находятся в динамическом
равновесии и постоянном единоборстве, каждому дано решать по-своему. Однако
нельзя не отметить, что учение о предопределенности всех мировых событий,
утверждаемое зерванизмом, находится в непримиримом противоречии с
представлениями Заратуштры о свободном выборе человека между Добром и Злом, о
свободе воли. Но в любом случае все наши деяния, весь материальный мир, все
быстротекущее время находятся в беспредельности Вечности — Зерване.
|