100 великих богов
Р. К. Баландин
ХАОМА
Так
назывался ритуальный напиток, восхваляемый как могущественное божество, а
также растение, из сока которого его получали Не всегда можно четко
определить, о чем конкретно идет речь в мифе, так как напиток, божество и
растение нередко сливаются воедино.
До сих
пор остается загадкой, какое растение имеется в виду под Хаомой. Проблема
осложняется тем, что соответствующее растение-напиток-божество известно в
индийской мифологии Сома Следовательно, употребление его восходит к эпохе
индоиранского или даже индоевропейского единства. Но в таком случае, это
должно быть либо растение, достаточно широко распространенное (Северный
Кавказ, Средняя Азия, Иран, Индия), либо несколько разных растений,
обладающих наркотическими, галлюциногенными свойствами Из них называют:
коноплю, белену, молочай, а также ревень, мухомор
Не
исключено, что при подготовке напитка сок смешивали с молоком и добавляли в
него какое-то зелье, секрет которого знали только посвященные, жрецы.
Наконец, возможно, что организм человека в те давние времена был более
податлив к воздействию того же алкоголя, вызывая достаточно сильную реакцию
даже при небольших его дозах.
Согласно
Авесте, а также Ригведе, хаома имеет желто-золотистый цвет и растет
преимущественно в горах. Употребление хаомы, как утверждали многие тексты,
вызывает прилив сил, обострение разума, укрепляет здоровье, способствует
долголетию Эти качества отличали его от других хмельных напитков (пиво,
вино), притупляющих разум, пробуждающих гнев и неистовство
Так ли
это было в действительности? Возможно Некоторые наркотические препараты
возбуждают деятельность нервной системы, что создает иллюзию увеличения
умственной и физической силы; галлюцинации словно переносят человека в иномир
со своими особенностями пространства и времени Однако наркотическая
зависимость сравнительно быстро приводит к разрушению психики, ослаблению
рассудка и в конце концов к деградации личности
Не это
ли имел в виду Заратуштра, когда по поводу употребления хаомы восклицал:
«Когда опрокинут эту мочу — это хмельное питье, которым жрецы наносят вред7»
По его словам, при помощи мерзости хмельного питья [хаомы] нечестивые жрецы
намеренно морочат, одурманивают людей.
Но вот
отрывок из Авестьг «Около утреннего времени Хаома подошел к Заратуштре,
снаряжавшему огонь [жертвенный] и певшему гимны. Его спросил Заратуштра: «Кто
ты, о муж, которого я увидел как самого прекрасного во всем телесном мире, по
твоей наружности блестящей, бессмертной?»
И
ответствовал ему Хаома праведный, устраняющий смерть: «Я есмь, Заратуштра, Хаома
праведный, устраняющий смерть. Собирай меня, Спитами, выжимай меня в снедь
»
Далее
следует их диалог, из которого выясняется, что Йима и некоторые другие
знаменитые герои, в частности победитель диакона Дахака, богатырь Трайтаона,
использовали Хаому, и у них рождались сыновья-герои.
«Тогда
молвил Заратуштра1 «Поклонение Хаоме1 добр Хаома, хорошо сотворен Хаома,
правильно сотворен Хаома, добр, раз-даватель, целитель, красив, добродетелен,
победоносен, златоцветен, со свежими ветвями, что [его] вкушал лучший, и для
души припас в дорогу [в тот мир]».
С этих
слов начинается прославление Хаомы, дарующего человеку всевозможные духовные
и телесные достоинства. Оказывается, Хаома способствует рождению блестящих
детей и праведного потомства, предоставляет супругов старым девам, доставляет
много наслаждения. Но в то же время призывается Хаома для того, чтобы
покарать злодеев, ненавистников, преступников, безбожников, блудниц: «На все,
что служит к уничтожению тела праведника, Хаома жЪлтый, направляй оружие».
Как
объяснить решительное противоречие в отношении Зара-туштры к Хаоме: резкое
отрицание, вплоть до проклятий, и восторженное восхваление: «Я славлю облако
и дождь, которые дают расти твоему телу на вершинах гор, я славлю высокие
горы, где ты вырос, о Хаома!»
Учтем,
что осуждение Хаомы относится к текстам более ранним (времен Заратуштры), а
ее прославление — к более поздним, возможно, даже не принадлежащим ему. Хотя
не исключено, что в определенные моменты, приняв хаому, испытывая его
наркотическое воздействие, пророк слагал гимны в его честь. А позже, попадая
под власть наркотика, переживая телесные и духовные мучения, проклинал его.
Возможно
и другое: хаома из напитка ритуального, принимаемого только в определенные
праздники, начал превращаться в более или менее постоянно употребляемый
наркотик в среде жрецов и вельмож, правителей. Заратуштра обратил на это
внимание и осознал тот вред, какой грозит обществу. Его предупреждения могли
возыметь действие на некоторое время, а затем вновь наступила пора
распространения наркомании. Тогда и стали популярны гимны, прославляющие Хаому.
|