100 великих богов
Р. К. Баландин
АХУРА МАЗДА
(АХУРАМАЗДА, ОРМАЗД)
Высшее
божество иранского пантеона именуется двусложно: Ахура — означает «Господь», Мазда
— «Мудрый». Вполне возможно, некогда Ахурой называли наиглавнейшего или даже
единственного бога, творца мира и дарителя благ. У Заратуштры этот образ
приобрел более определенные черты, но относящиеся к нематериальному миру.
В
разделе Авесты «Ясна» в Молении о Слове Заратуштра обращается к Мазде,
упоминая о божественной Мысли (Boxy Мане) и божественном, что означает и
добром, Деле (Арте):
Мазда,
Мудрый Властелин, Boxy Мане верно я служу, Дай мне оба мира в дар — мир
вещей, а также мир души! За служение Арте дай все, что праведному следует!
Все эти
божества имеют отношение и к материальному миру: Boxy Мана — Дух скота
(покровитель стад?), Арта — Дух огня. Но в любом случае духовное господствует
над материальным. Тем более что Арта — Правда, а Мазда — божественное Слово.
Для
пророка Заратуштры, представителя жреческого сословия, Ахура Мазда предстает
не в облике грозного воина-князя, не как повелитель небес и громовержец, а
вообще вне конкретного соответствия с каким-либо природным объектом или
явлением, и не в облике человека, а тем более животного. В молении своем
пророк обращается прежде всего к собственной душе, сознавая пределы своего
знания:
Арта —
Правда, Дух огня, разве в силах я постичь, понять Boxy Ману и тебя, хоть и
ведаю, где к Мазде путь. . Заклинанием твоим, языком склоним врагов к Добру!
И в
дальнейшем Заратуштра уповает не на материальную помощь Господа (скажем, как
в Торе, Ветхом Завете), а исключительно на духовную:
Boxy Мана!
Вразуми, пусть прибавит силы мне1 Мазда, Заратуштре дай Слово
чудодейственное...
Удивительна
последняя просьба:
Мазда,
я воспел тебя, передай ты мне из уст в уста Слово мудрое о том, как впервые
появилась жизнь!
Что
представляет собой Ахура Мазда? В сборнике молитв-гимнов «Яшт» перечисляются
его качества: Вопросимый, Мощный, Истина, Всеблагое, Разум, Ученье, Святость,
Сильнейший, Беззлобный, Всевидящий, Целитель, Создатель, Покровитель,
Хранитель, Всезнающий, Всеправедный, Всеблагодатный, Безобманный,
Сокрушитель, Истинный, Умнейший... И это еще далеко не все. А что самое
главное?
Благая
Мысль — творенье
Моё, о
Заратуштра,
И
Истина, что Лучшая, —
Творение
мое.
И эта
Власть Желанная —
Творение
мое.
Святое
Благочестие —
Творение
мое.
И
Целость и Бессмертие —
Для праведных
награда.
В
потустороннем мире —
Творение
мое...
Истина
— лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо.
В этом
гимне около двадцати раз повторяется: «Истина — лучшее благо». И в другом
гимне встречается та же фраза. Нет сомнения, что таково убеждение Заратуштры.
Истина сопоставляется с солнечным светом:
Когда
восходит Солнце, То данная Маздой Светится земля, Светятся все воды, И те,
что проточны Источников воды И воды морей. Творенья светятся Все Духа
Святого...
Молитву
и хвалу, мощь и силу Прошу Солнцу бессмертному. «Истина — лучшее благо...»
Ахура Мазда
и в этом случае не сопоставляется с материальными предметами; восход Солнца —
природное явление, но свет при этом становится не материальным качеством, а
идеальным, подобно истине. Творение мироздания в этой религиозной системе
тоже представлено как результат концентрации мысли и воли.
Помимо
верховного божества, выступающего в трех ипостасях: Мысль-Слово-Дело (не к
такому ли триединству должен стремиться любой благородный, честный человек?),
в пантеоне есть Амеша Спента (Амшаспанд) — «Бессмертные Святые». Однако они
представляют собой скорее качества и достоинства Ахура Мазды, чем нечто от
него принципиально отделенное. Вот они: Спента-Майнью (Дух Святости), Хшатра Вайрья
(Высшая Власть; имеется в виду царство Божие), Армайти (Благочестие), Аурват
или Хаурватат (Целостность), Амертат (Бессмертие). Еще два Амеша Спента
относятся непосредственно и бесспорно к качествам Ахуры Мазды: Boxy Мана
(Благая Мысль) и Аша Ва-хишта (Истина). Но разве могут быть вне его Дух
Святости, Целостность, Бессмертие?
Возможно,
в далекой древности это были божества более традиционного типа, связанные с
материальными объектами. Как отголоски этого времени в зороастризме
сохранились представления об Амеша Спента, которые олицетворяют: землю (Армай-ти),
огонь (Аша Вахишта), металлы (Хшатра Вайрья), воду (Аур-ват); покровителями растений
и животных были Амертат и Boxy Мана соответственно. Для Заратуштры было важно
подчеркнуть, что речь должна идти не просто о неких подобиях людей или
животных, а о мире ином, духовном. Тем более что как богиня вод — конкретных,
земных и небесных — пророком названа Ардви (Ардви-Сура Анахита, то есть Ардви
Могучая Беспорочная). Ей посвящен в Авесте специальный гимн, который
начинается так:
Ахура Мазда
молвил Спитаме- Заратуштре «Молись ей, о Спитама, Ей, Ардви полноводной,
Широкой и целебной, Молись враждебной дэвам "И преданной Ахуре,
Достойной всего мира Молитв и восхвалений, Молись растящей жито, Молись,
кормящей стадо...»
Трудно
сказать, насколько продуманы были пророком взаимосвязи материальных и
духовных субстанций, но их резкое различие он понимал. «Весь мир
рассматривался, — пишет исследователь и переводчик Авесты И.С. Брагинский, —
как раздвоенный, разделенный на две сферы: одну — земную, реальную, телесную,
другую — потустороннюю, воображаемую, духовную. Такое раздвоение мира пронизывает
многие гаты. «О помощи прошу и о поддержке в обоих мирах — телесном и
духовном», — часто повторяется в них этот призыв Заратуштры».
Ахура Мазда
выступает как единый (Целостность — одно из его главных качеств),
могущественный и всеблагой повелитель и в материальном, и в идеальном мире.
Однако он не наделен всемогуществом. У него есть грозный, свирепый, коварный,
злокозненный противник — Анхра-Манью, которому служат демоны-дэвы и
поклоняются те из людей, кто привержен лжи, подлости, злу. Сам человек делает
выбор, сам ответственен за свой выбор в этой жизни и потусторонней. А потому
Заратуштра не уговаривает поклоняться Ахура Мазде, а ограничивается
постановкой вопросов:
Сие
спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Как будут заложены основы наилучшей
жизни? Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто изначально был
отцом Арты [Духа Огня]
при
зарождении его? Кто проложил путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну
прибывать и убывать9 Это и многое другое, о Мазда, хочу я узнать! Сие спрашиваю
тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто водрузил землю на место и удерживает
громады
облаков?.
...Какой
мастер сотворил свет и тьму? Какой мастер сотворил сон и бодрствование, Дабы
разумному человеку напомнить о заботах его? ...Кто научил сына почитать отца
своего9 Как овладеть поучениями и словами правды? Будет ли награжден
приверженец правой веры?.. Как избавиться от приверженцев Лжи?..
По
мнению М. Дрездена: «Ответ на эти явно риторические вопросы очевиден: Ахура Мазда
является автором всех этих свершений, именно с ним связано происхождение и
устройство мира». Но такова лишь часть правды. Страстная мольба Заратуштры свидетельствует
прежде всего о его стремлении к истине, жажде познания подлинного, а не
мнимого. Здесь звучит и признание своего незнания. И не на все вопросы можно
ответить примитивно-бездумно: так бог создал Ахура Мазда. Но как же понимать
сотворение света и тьмы? Неужели всемогущий Творец сознательно устроил мир таким,
чтобы в нем присутствовали свет и тьма, добро и зло?! Тогда его противник
превращается в нечто искусственное, игрушечное, созданное для забавы, как бы
на потеху верховному божеству (и на горе людям!).
Нет, на
многие из задаваемых вопросов у Заратуштры определенного ответа нет. Он —
искатель истины!
Подчеркнем
еще раз: Заратуштра в этом гимне задает вопросы, а не дает ответы. И обращены
вопросы не только к Ахуре, но и к слушателям, и далеко не все вопросы имеют
однозначный ответ. Просто ли объяснить: «Как будут заложены' основы наилучшей
жизни?»
И
все-таки учение Зороастра исходит из главенства, господства в мире сил Добра,
Света. (С грубо-физических позиций это совершенно верно: тьма есть отсутствие
света, а не какая-то материальная субстанция, ему противодействующая.) В мифологической
древности был светлый и безгрешный мир Ахура Маз-ды, затем последовал
космический период борьбы добра и зла, но в конце концов суждено победить
добру, и Бог устроит суд над всеми душами.
|