100 великих богов
Р. К. Баландин
ЛАКШМИ-ШРИ
У нее
два имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл: «счастье», «удача»,
«красота», «процветание». Считается, что в далекой древности это были две
разные богини (так они представлены и в «Яджурведе»): одна олицетворяла
удачу, богатство, счастливое предзнаменование, а другая — изобилие,
плодородие. В эпоху «Упанишад» два образа начинают сближаться и сливаются
воедино.
Одна из
легенд о происхождении Лакшми особенно привлекательна и заставляет вспомнить
появление Афродиты из пены морской. Во время взбивания (пахтания) вод океана
богами и демонами, добывавшими напиток бессмертия амриту, возникла — пожалуй,
случайно, именно как проявление счастливого случая — прекрасная Лакшми. Она
плавала по океанским водам на цветке лотоса.
Верность
Вишну она сохраняет во всех его аватарах: становится супругой Парашурамы — Дхарани,
женой Рамы — Ситой, Кришны — Рукмини, или его возлюбленной — Радхи. Ее другие
имена: Камала («Лотосная»), Лола («Изменчивая»), Лбкамата («Мать мира»), Индира
(«Прекрасная», «Могущественная»).
Лакшми
во многом олицетворяет женское начало. Недаром ее ребенок — бог любви Кама.
Впрочем, его родословная достаточно темна, и его порой называют саморожденным,
вышедшим из сердца Брахмана. Когда Кама рискнул нарушить медитацию Шивы,
желая пробудить в нем любовную страсть к Парвати, разгневанный Шива испепелил
его своим третьим глазом, но потом возродил его.
В
некоторых обрядах Лакшми предстает как покровительница домашнего очага,
семейного благополучия. По свидетельству Н.Р. Гусевой, на посвященных Лакшми
празднествах «изображению богини или символу ее присутствия — маленькой
глиняной (или гипсовой) ярко раскрашенной модели дома, называемой «домиком Лакшми»,
подносят молоко, в которое опущены металлические деньги, а также что-нибудь,
сделанное из золота. Этим призывают внимание богини к просьбам послать
богатство».
В
космогонической своей ипостаси Лакшми тоже в некотором роде является залогом
всемирного благополучия. На рисунках она покорно сидит у ног Вишну, который
покоится на божественном змее Шеше, символе бесконечности.
В плане
философском постоянные — вслед за Вишну — превращения Лакшми показывают
изменчивость мира, основание и опора для которой — вечность и постоянные
круговороты (их символизируют кольца змеи). Но все это не имело бы никакого
смысла, если бы во Вселенной не присутствовали гармония, красота, любовь,
счастье.
В
некоторых мифах Лакшми выступает как Сарасвати, супруга великого Брахмы. И
для такого сопоставления есть достаточно веские основания.
|