100 великих богов
Р. К. Баландин
ВИШНУ-РАМА-КРИШНА
В индийской
мифологии Вишну занимает одно из ведущих мест, составляя с Брахмой и Шивой
божественную триаду — Тримурти В современном индуизме секты делятся на две
главные группы поклонников Шивы и Вишну, потому что образ Брахмы слишком
абстрактен и всеобъемлющ Шива и его жена Кали не лишены жестокости или даже
злобы Вишну со своей женой Лакшми — олицетворение всеобщей любви и радости
жизни
В Ведах
он упоминается обычно вместе с другими богами — без определенной четкой связи
с природными стихиями или человеческими качествами Здесь он выступает как
божество космогоническое, связанное со светоносным началом В гимнах
прославляются три великих шага Вишну, которые принято трактовать как три
главные точки в движении Солнца по небосводу восход-зенит-закат
Особенность
Вишну в том, что он не просто упоминается под разными именами, но постоянно
перевоплощается, принимая самые разнообразные облики (из них нами названы
выше только два наиболее популярных Рама и Кришна) Подобные воплощения в
смертных существ требует от него нисхождения с небесных высот и поэтому
называется аватарами («нисхождениями) В «Катха-упаниша-дах» высказана мысль,
что душа человеческая в своем стремлении к истине и благу может достичь
наивысшего блаженства Тот, чей разум — возничий, Кто обуздывает мысль, Тот
достигает конца пути, Высшего обиталища Вишну.
О том,
как менялось со временем отношение верующих к Вишну, можно судить по
некоторым гимнам, в которых он поначалу выступает как младший помощник Индры,
выжимающий для него сому и участвующий в сражении с демоном Вритрой. Здесь
Вишну называется Упиндрой («Младшим Индрой»), тогда как в более поздних
гимнах его имя звучит иначе: Атиндра («Возвышенней Индры», более великий, чем
Индра). Теперь уже не только люди, но и боги обращаются к Вишну за помощью в
трудную минуту. Он обретает черты Спасителя.
Возможно,
в этой связи три великих шага Вишну стали толковать как переход от сферы
земной к воздушной, а затем и к небесной. Таков был путь Вишну к вершине
величия. Таков же путь человека, устремленного к духовным богатствам. Природное,
божественное и человеческое выступают в единстве. Такое триединство —
характерная черта индийской мифологии и философии.
Способность
Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать
тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Мудрый учитель, например
Будда, становится одним из воплощений Вишну. Наиболее популярны и чтимы
десять аватар:
Матсья
(рыба), спасшая Ману от всемирного потопа.
Курма
(черепаха), на которой боги и асуры после всемирного потопа устанавливают
гору Манадру и, обмотав ее змеем Васуки, начинают вращать все быстрей и
быстрей, взбивая (пахтая) океан, и таким образом добывать из него Луну,
напиток бессмертия (амриту) и многое другое.
Васаха
(«вепрь»), в образе которого Вишну убил демона Хира-ньякшу и поднял землю из
пучины.
Нарасинха
(«человек-лев»), разорвавший на куски злого демона, захватившего власть на
земле и на небесах.
Вамана
(«карлик»). Таким Вишну предстал перед аскетом и магом Бали, подчинившим себе
весь мир. Карлик попросил у Бали столько пространства, сколько он, Вамана,
отмерит тремя шагами. Вали согласился (на всякого мудреца довольно
простоты!), и великий карлик двумя шагами отмерил землю и небо. Отказавшись
от последнего шага, он оставил подземный мир Бали.
Парашурама
(«Рама с топором») — сын брахмана, которым стал Вишну, дабы истребить
множество кшатриев, представителей касты воинов, ради возвышения брахманов.
Рама
(«Смуглый») — прекрасный принц и храбрый воин, мудрый правитель — идеал
аристократа-кшатрия. Ему посвящена эпическая поэма «Рамаяма» («Сказание о
Раме»). Он одерживает верх над многоглавым демоном-драконом Раваной
(«Ревущим»), победившим Индру и заставившим богов работать на себя: Агни стал
поваром, Варуна — водоносом, бог ветра Ваю — уборщиком. На острове Ланки он
основал царство демонов. (Неясно, что олицетворяют его головы: то ли местные
воинственные племена, с которыми бились арии, то ли природные стихии.) Рама
отсекал ему головы, но они отрастали вновь. Удалось поразить демона стрелой
Брахмы. Жизнь Рамы полна приключений, ему довелось испытать изгнание, у него Равана
похищает Ситу. Раме помогает волшебник, царь обезьян Хануман. Вернувшейся
Сите приходится показывать свою чистоту, проходя тяжкие испытания (в конце концов
ее приняла мать-земля). Царствовал Рама десять тысячелетий, и это был
поистине золотой век на земле.
Кришна
(«Темный», «Черный») восьмая аватара Вишну, считающаяся его наиболее полным
воплощением. Культ его особенно популярен в Индии; поэтому Кришну нередко
почитают как Вишну, а восьмой его аватарой называют Баларму, старшего брата.
История Кришны полна сказочных эпизодов. Ему с младенческих лет пришлось
бороться против козней нечестивого и злобного царя Кинсы. Так, послал Кинса к
младенцу Кришне демоницу Путану, разнаряженную и с грудью, намазанной ядом.
Она стала кормить младенца грудью, но Кришна высосал у нее жизнь, а сам
уцелел. Юный Кришна был милым пастушком, привлекавшим к себе многих пастушек.
Но когда на него Кинса насылал страшных демонов, Кришна одолевал их. Своих
приятелей-пастушков Кришна убеждал не поклоняться Индре. Узнав об этом, Индра
обрушил на землю потоки воды. Тогда Кришна поднял гору и держал ее на одном
пальце, укрывая пастухов и скот от дождя. Индра признал его превосходство и
прекратил потоп. Звуками своей волшебной флейты Кришна зачаровывал людей и
животных. Когда на эти звуки сбежались тысячи пастушек, он танцевал с каждой
из них, многократно размножил свой облик. Всех любимей для него стала
прекрасная Радха; им покровительствовал сам бог любви Кама. В конце концов
Кришна победил нечестивого царя Кинсу, а завершив земные дела, воссоединился
с божественной сущностью Вишну. В эпической поэме «Махабхарата» Кришна
изображен главным образом как воин, искусный стратег, мудрый советник Арджуны,
главнокомандующий добродетельных Пандавов, сражающихся против злокозненных,
но родственных им Кауравов. В этой связи Кришна, приняв вид возничего,
наставляет Арджуну, чему посвящена знаменитая философско-религиозная поэма «Бхагават-Гита».
Арджуна сомневается, что надо идти в бой против родных. Кришна убеждает его,
что долг выше родства, что надо идти в бой во имя добра Можно лишить жизни
тело, но бессмертна душа, и личная душа соединена с мировой. Жизнь обретает
смысл лишь в познании Бога, а к нему три пути: честное исполнение долга,
искреннее познание истины, возвышенная любовь. И на любом пути самое главное
— иметь чистое, верное, простое и любящее сердце. Таким образом Кришна стал
олицетворением детской непосредственности, юношеского жизнелюбия, мудрости и
любви.
Будда
(«Просветленный», «Пробужденный») — девятая аватара Вишну. Как религиозное
учение буддизм имеет свои характерные черты, но в данном случае выступает как
одно из проявлений (воплощений) индуизма.
Калки
(«Белый конь») — ипостась будущего возвращения Вишну на грешную землю, верхом
на белом коне, с мечом справедливости в руке, истребляя злодеев и
нечестивцев. Ему суждено очистить землю от недостойных людей, восстановить
мир и порядок, подготовить возрождение жизни для обновленного человечества.
Отведена
Вишну и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла, после буйства
стихий и всеразрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя Вселенную и
погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах Мирового океана.
Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает лотос, а из
него возникает драхма, которым осуществляет акт творения. При таких
вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует
царя птиц Гаруду...
Подобные
несоответствия, очевидные гиперболы и поэтические иносказания могут смущать
мыслителей, которые стараются раскрыть их глубокий философский смысл. Однако
некоторые толкователи аватар Вишну отмечают их достаточно точное соответствие
эволюционным ступеням развития животных и людей. За последние полмиллиарда
лет после рыб появились земноводные, затем пресмыкающиеся (в том числе
черепахи), а затем млекопитающие (вепрь относится к ним) Следующий этап —
приматы, из которых горилла или вымершие гигантопитеки могли бы считаться
подобием человека-льва. Первые люди были невелики ростом (австралопитеки и
др.). Те из них, кто был смышленей и научился изготовлять хорошие каменные орудия
(каменные топоры), добились поистине глобального господства...
Некоторые
из приведенных аналогий могут представляться натянутыми или даже
сомнительными, но в целом действительно выстраивается достаточно определенная
картина, более или менее соответствующая современным научным данным.
Возможно, она сложилась у индийских мудрецов путем умозрений, заключений и
наблюдений за особенностями животных и людей. Тем самым ничуть не умаляются
достижения науки: ведь они основаны на доказательствах, постоянно развиваются
и уточняются, а то и осмысливаются заново, тогда как аватары Вишну — это
религиозно-философские умозрения. В социальном аспекте образ Парашурамы
(«Рамы с топором») призван был доказать преимущества касты брахманов над
кшатриями и появился, по-видимому, в тот период, когда брахманы стали
утрачивать свой абсолютный авторитет. В свою очередь, Рама олицетворяет
значение в обществе касты воинов-кшатриев, которые сражаются с
многочисленными враждебными племенами (многоглавый демон). Наконец, Кришна —
представитель «черного» коренного населения, отчасти даже народный герой,
тогда как Будда — историческое лицо, мудрец, основатель
религиозно-философского учения.
Будду
нельзя причислить к великим богам уже потому, что это был исторически
засвидетельствованный, хотя во многом и легендарный человек, живший в VI—V
века до н.э. Он исходил из того, что жизнь человеческая — череда страданий, а
радости — убоги и эфемерны. Причины страданий — чрезмерная привязанность к
жизни, поиски неуловимого счастья. В череде превращений душа не знает ни
покоя, ни постоянной радости, ни утешения. Только отрешение от жажды жизни и
наслаждений дарует истинное благо — переход в последнее высшее состояние —
нирвану (для внешнего наблюдателя — смерть, для того, кто ее испытал — вечное
блаженство небытия).
Широкая
популярность образа Будды и его учения, как видим, не вызвала ревности или
неприязни у приверженцев индуизма. Они поступили просто и мудро, включив его
в свой пантеон как одну из аватар Вишну. Правда, учение Будды не предполагает
поклонения богам; они вообще превращаются в мифические фигуры, едва ли не
мнимые. Это резко противоречит воззрениям ин-дуистов, которые верят в
активных богов. Но они смогли преодолеть и это противоречие, высказав идею,
что через Будду Вишна испытывает крепость веры в себя и своих богов, а тех,
кто такое испытание не выдержит, ожидает кара в этом или в том'мире.
Итак, в
религиозных воззрениях индуистов обрел наивысшую популярность как воплощение
мировой души, творческого начала — Рама, а также как воплощение лучших
человеческих чувств, прежде всего любви, жизненной энергии, мудрости — Кришна.
|