100 великих богов
Р. К. Баландин
МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА
Эту
богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных
ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Махадеви означает
«Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим именем она
выступает как жена Шивы). Когда имеют в виду ее добрые помыслы или поступки,
то употребляют имена Парвати, Ума, Гаури, а когда жестокость, возмездие,
разрушение — ее имена Кали, Дурга.
Необходимо
пояснение. В огромном количестве религиозных текстов, которые записывались в
течение примерно двух тысячелетий, отсутствует единство толкования тех или
иных проблем, понятий, деяний богов. В сравнительно поздние времена делались
попытки увязать некоторые сюжеты, относящиеся к богам, и тогда возникали
волшебные сказки и легенды с самыми причудливыми превращениями и приключениями.
Это относится, в частности, к Шиве и его супруге. Порой рассказываемая
история выглядит как не вполне приличный анекдот.
Например:
поспорили Брахма и Вишну, кто из них родился первым. Чтобы открыть истину,
перед ними возник Шива в виде огненного столпа необычайной прямизны (намек на
фаллос, или, по-местному, лингам). Брахма, обернувшись гусем, полетел вверх,
но за тысячу лет не смог достичь вершины столпа. Вишну, став кабаном, тысячу
лет рыл клыками землю, но так и не докопался до корня столпа. Пришлось им
признать Шиву величайшим из богов. Вот и дочь Дакши, Сати, вопреки воле отца
вышла замуж за Шиву, бросив свой обручальный венок на огненный столп. Позже
она ради чести мужа пожертвовала собой. Но душа ее воплотилась в Парвати,
богиню гор, в образе которой Шива вновь обрел вечную супругу...
В этой
истории (в действительности она гораздо сложней, причудливей) подчеркнута
сексуальная мощь Шивы, его привлекательность для девушек и значительно
большая древность, чем упомянутых Брахмы и Вишны. Нет сомнения, что Рудра-Шива
почитался в долине Инда очень давно, если ему соответствует образ бога,
изображенный на тамошних печатях. То же можно сказать и о жене Шивы. Возможно
даже, что ее история восходит к эпохе неолита — как образ великой матери. При
раскопках поселений Хараппы и Мохенджо-Даро было найдено множество глиняных
фигурок женщин. По-видимому, они были объектами поклонения.
Напрашивается
предположение: не было ли изначально у этой великой богини множества имен в
связи с тем, что поклонялись ей разные местные племена. К тому же ее должны
были включить в свой пантеон и пришлые племена ариев. А ее двойственный
характер можно объяснить не только тем, что она — женщина, и ничто женское ей
не чуждо. К ней обращались с различными просьбами — не только о милости, но и
о каре.
«Культ
Великой богини-матери, матери-земли, — писал Норман Браун, — широко
распространен до настоящего времени в неарийских кругах населения Индии. Для
каждой южноиндийской деревни характерен специфический набор так называемых «амма»
или «матерей», культ которых составляет основу религиозной практики сельской
общины... Жрецы этих богинь, в отличие от жрецов, отправляющих в больших
храмах культ Парвати в других ее аспектах, не являются брахманами, но
принадлежат к низшим кастам, что указывает на доарийский или, во всяком
случае, не-
арийский
характер культа этих богинь. Популярен культ богини-матери и на севере...
У Парвати
есть ее устрашающая ипостась: Амбика, сотворенная из наиболее могущественных
свойств всех богов; ею был уничтожен неуязвимый до той поры демон-буйвол Махитасура.
Другой облик Парвати — Чамунда, истребившая демонов Шумбху и Ни-шумбху. Еще
одна ее форма — Кали, по случаю истребления ею демонов плясавшая на радостях
до тех пор, пока не затряслась земля и боги в страхе за себя не выдвинули
своим заступником Шиву. Он лег под ноги Кали, и она продолжала свой танец на
его теле, пока не замерла, ужаснувшись содеянному».
Как
нетрудно заметить, в последнем эпизоде высказана в поэтической форме причина
землетрясения, безумная пляска матери-земли. Характерная деталь: не сразу
этот танец устрашил богов. И при землетрясениях бывают предварительные слабые
удары-предвестники.
В
качестве Шакти супруга Шивы является олицетворением женского начала. В
средневековой оде «Четок красоты» сказано: «Лишь пребывая в единении с Шакти
являет Шива свое могущество как властелин; без нее у него не достанет сил
даже на то, чтобы пошевелиться». Так богиня предстает олицетворением
жизненной и даже божественной энергии, животворящей силы любви и таинственной
темной силы страсти.
«С
почитанием разных форм Шакти, — пишет Н.Р. Гусева, — у неарийского населения
было связано также и исполнение ритуальных танцев, что сохраняется и в
современном индуизме, особенно в культе богине Дурги. В дни осеннего
праздника... перед ее изображением танцуют мужчины, держа в руках чаши с
наркотическими курениями и доводя себя в этих танцах до экстатического
состояния, а порой и до потери чувств. Эти танцы отражают в пережиточной
форме древние обряды принесения в жертву богине мужчин как оплодотворителей
ее чрева».
Культ Шакти-Кали-Дурги
издавна связан был с кровавыми жертвами и эротическими ритуалами. Приверженцы
одной из сект — тхуги (душители) — умерщвляли случайных путников, принося их
в жертву смертельно-страстной богине. Почитатели Шакти верят в существование
в человеке особой духовной силы — кундаяи. Она первоначально находится в
мистическом центре, круге (чакре) у основания позвоночника, в нижней части
тела. С помощью йогической техники (а также путем истощения плоти либо целомудрием,
либо половыми излишествами) можно побудить эту силу подниматься все выше и
выше к пяти другим чакрам. В конце концов, достигнув совершенства, человек
поднимает кундали над шестой чакрой — в сферу высшего знания и блаженства.
Как бы мы ни относились к индуизму, следует признать психологически верной
идею перемещения «центра удовольствий», средоточения жизненных интересов из
области низменных инстинктов, которые объединяют нас с животными, в сферу
высоких духовных интересов и потребностей, которые открывают человеку
божественные радости. Но для этого необходимо постоянно прилагать немалые
усилия: только переходы на низшие ступени, деградация, даются без труда...
То, что
Шакти нередко изображается черной (Кали — черная), а ее мудрый сын Ганеша слоноголовым,
свидетельствует о далекой древности происхождения этих божеств. А то, что со
временем все меньше поклонялись Парвати-Уме-Гаури (соответственно: Горян-ке-Светлой-Сияющей),
а все больше — Дурге-Чандика-Бхайрави (Недоступной-Жестокой-Страшной),
навевает нерадостные мысли о путях развития цивилизации.
|