100 великих богов
Р. К. Баландин
ВАРУНА
«Вседержителю
вознесу я возвышенную, глубокую молитву, приятную прославленному Варуне,
который разбил землю, чтобы разостлать ее для солнца, как жрец — шкуру
[жертвы]...
Бочку с
отверстием внизу Варуна вылил на оба мира и в воздушное пространство. Ею царь
всей вселенной, как дождь хлеба, орошает почву.
Он
орошает почву, землю и небо. Когда же Варуна хочет, чтоб его подоили, тучей
окутываются горы, и неистовые мужи опускают поводья».
Не
следует думать, будто Варуну действительно считали повелителем Вселенной и
богом богов. Высокие «звания» обычно использовались при обращении к тому
богу, от которого в данный момент ожидали благ. От Варуны ожидали много
хорошего, ибо в его распоряжении были земные и небесные воды, а также ночное
небо. Для земледельцев распределение вод на земле, в облаках и почве,
позволяющее из года в год собирать урожаи — результат мудрого замысла
вселенского Разума (Пуруши): «Мыслью его (т.е. Пуруши) были созданы волы и Варуна.
Воды принесли ему веру и добрые деяния. А Варуна защитил его потомков своей
дхармой (т.е. законом). Так воды и Варуна служат своей прародительнице —
мысли. Там, где веды и Варуна, там и мир того, кто знает эту силу мысли, и
пока не погибнет мир вод и Варуны, не погибнет и его мир».
В гимне
подчеркивается значение мирового порядка. Варуна властвует над водами,
подчиняясь его закону, а не собственным прихотям. Об этом говорится
настойчиво. По-видимому, автор понимает, знает на собственном опыте, что не
всегда небесная вода проливается в нужное для земледельца время. Значит, не
всегда Варуна управляет своим хозяйством так, чтобы принести пользу людям.
Требуется напоминать ему снова и снова о разумном устройстве мироздания,
которое требуется поддерживать
Возможно,
еще до создания Вед Варуна был небесным богом, управлявшим движением светил и
определившим и'исполнявшим законы мироздания (у древних греков таким богом
был Уран; созвучие имен позволяет предполагать их генетическую связь — как
двух отражений некогда единого верховного божества индоевропейцев). Бог Варуна
считался повелителем западных вод и земель (слово «варуни» означает запад), а
его роскошный дворец находился на дне океана. По мнению Н Р Гусевой, есть
основания сопоставлять Варуну со славянским богом неба, атмосферных вод и
огня — Перуном.
Владыкой
ночи Варуна был признан, по-видимому, потому, что на западе солнце заходит,
уступая место тьме. Но в то же время тысячами глаз своих помощников наблюдает
Варуна за всем, происходящим на земле' «Кто идет, или стоит, кто тайно
крадется, кто ищет себе убежище, или спешит от него, о чем говорят двое, сидя
вместе, — то знает владыка Варуна, присутствующий в качестве третьего. И если
б я перешел за пределы неба, то все же я не ушел бы от царя Варуны; с небес
спешат сюда его соглядатаи, обозревающие мир тысячью глаз».
Одна из
важных задач Варуны — следить за сохранением мирового порядка и сохранением
людьми моральных заповедей. Наиболее тяжкий грех — клятвопреступление. Там,
где преступник ухитряется уйти от суда людей, вмешивается Варуна Он карает
грешника, насылая на него болезни, несчастья и преждевременную смерть.
Неотвратимость
наказания не только за явные, но и за тайные, скрытые от других людей
прегрешения в последующие века легла в основу концепции кармы, судьбы,
неизбежного возмездия за неправедную жизнь и воздаяния за праведную; и если
она не проявится в этой жизни, то скажется при дальнейших перевоплощениях
души. Правда, у Варуны как божества древнего сохраняются чисто человеческие
черты: он волен наказать и помиловать, проявить благосклонность, наставлять
человека на путь истинный.
«Хорошей
чертой Варуны, — писал Э. Леманн, — служит то, что при обращении к нему
молитва играет наибольшую роль и несколько сдвигает на задний план вечную
куплю-продажу жертвы... В этих песнях, особенно в тех из них, которые
приписываются певцу Васиште, слышится искренняя, прочувствованная молитва». И
не удивительно: всеведение Варуны вынуждает к искренности при обращении к
нему.
Впрочем,
с укреплением государственных структур и усложнением общественной жизни образ
Варуны стал постепенно тускнеть. Ему начали приписывать фривольное поведение;
влюбившись в прекрасную дочь бога Луны (Сомы), он ее похитил, несмотря на то
что она была отдана в жены одному мудрецу. С помощью заклинаний мудрец наслал
великую сушь, от которой стал мелеть даже океан. Испуганный Варуна вернул ему
его жену.
Подобные
истории показывают, что в обществе произошли существенные изменения и к
исполнению нравственного закона стали относиться с некоторой иронией. Нужны
были новые идеи, требовались новые божественные установления для поддержания
общественного порядка, основа которого находится в душах людей, а не в
каких-либо учреждениях и законодательных актах.
|