100 великих богов
Р. К. Баландин
АДИТИ
Так
называется едва ли не самое загадочное божество индийского пантеона. В
переводе слово означает «несвязанность», «безграничность». Значит, Адити
можно соединять с понятием первичного хаоса, всеобщего смешения без связи
между частями (нечто неоформившееся) или с бесконечностью, безграничностью
как всеединством и вечностью.
В
гимнах «Ригведы» образ этой богини представлен по-разному. Ее связывают со
светом, заполняющим воздушное пространство, и Ушас — богиня утра, рассвета —
ее отражение. Адити порой выступает как благодетельница, смягчающая гнев
богов, предоставляющая убежище, избавляющая от нужды. Только одна ее роль
совершенно определенна: она — мать группы богов, называемых «Адитьи».
Она
упоминается в гимне Ригведы о происхождении богов:
Тому,
кто увидит богов в грядущем веке,
Мы
с
радостью повествуем теперь о происхождении богов.
Брахманаспати
выковал их, подобно кузнецу,
В
раннем веке богов
В
первом веке богов из не-сущего возникло сущее
Затем
возникло пространство мира, оно [возникло]
из
прародительницы Земля возникла из прародительницы Из земли возникло
пространство мира, Из Адити возник Лакша, из Лаючи — Адити, Ведь Адити
возникла, о Дакша, она твоя дочь Затем возникли боги, благие спутники
бессмертия
Имя
бога Дакши переводится — «ловкий», «способный». Остается неясным, насколько
бог представлен особым существом, которое может рождаться и порождать жизнь,
а в какой мере это — понятие, олицетворение некоторых качеств. Да и сами боги
выступают, по крайней мере отчасти, как создания разума. Брахманаспа-ти
(дословно — «господин молитвы») — сила, вызывающая богов, общающаяся с богами
во время молитвы. Но в данном случае она творит богов так, словно они —
создания разума.
Еще
более запутано все, что связано с Адити. Она парадоксальным образом названа и
матерью Дакши. Как может он, один из Адитьев, быть для них, а значит,
и
самому себе дедушкой? То ли это демонстративный отказ от логики и здравого
смысла, то ли аллегория, то ли соединение двух разных идей без
соответствующего согласования, то ли попытка осовременить древнее предание.
Последняя
версия правдоподобна, ибо в более позднем мифе Дакша назван седьмым сыном
Брахмы, который родился из большого пальца правой ноги бога-творца (из пальца
левой ноги возникла жена Дакши). Чтобы оправдать такую родословную, пришлось
сделать Адити дочерью Дакши. Тем более что для мифа вовсе не обязательна
логическая стройность и обоснованность.
А может
быть, автор гимна хотел показать взаимосвязь и взаимозависимость
возникновения из мирового пространства и Адити и Дакши. То есть первичная
безграничность и неопределенность обрела некоторые способности, а они, в свою
очередь, придали ей определенность... Не исключено, что Адити первоначально
отождествлялась с прародительницей, которая дала начало пространству мира и
земли, материальным сущностям, в отличие от последующего рождения богов.
Затем боги совместными усилиями стали творить порядок из первозданного хаоса:
...возникли
боги, благие спутники бессмертия.
Когда,
о боги, вы стояли, крепко держась [друг за друга]
в
изначальном море,
Когда,
о боги, вы, изнуряя себя, приумножали миры, Вынесли вы скрытое в море солнце.
Восемь
сыновей Адити рождены из [ее] чрева. Вознеслась она к богам с семерыми
[сыновьями], Мартанду она отвергла.
С семью
сыновьями вознеслась Адити в ранний век, Для рождения и умирания вновь
привела [она] Мартанду.
Эта
часть гимна «Ригведы» тоже содержит немало загадок. Семь Адитьев — это Митра,
Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра. Причем в другом гимне сыновей
всего шесть (Индра отсутствует), а в более поздних текстах у нее уже 12
сыновей, которые выступают как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью
месяцами. Правда, восьмого ее ребенка — Мартанду — принято считать
олицетворением Солнца, а его рождения и умирания — с заходом и восходом
светила.
К каким
богам вознеслась Адити — непонятно, ведь они возникли после нее. Такое
впечатление, что речь идет о существах идеальных, тогда как Мартанду —
реальное небесное тело. Хочется согласиться с мнением В.Н. Топорова:
«Правдоподобно предположение о том, что имя Адити заменяет утраченное имя
персонажа более древнего мифа». Этим можно объяснить путаную и противоречивую
ее генеалогию. Не исключено, что в ней отразился образ прародительницы, культ
которой существовал в долине Инда задолго до составления Вед.
|