100 великих богов
Р. К. Баландин
МАРДУК
Популярность
этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города Вавилона. Первые
упоминания о нем относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э., а
центральным божеством он стал во времена I Вавилонской династии (XIX—XVI в.
до н.э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом приняв мифологию своих культурных
предшественников шумеров, должны были утвердить свое господствующее положение
в духовной религиозной сфере. Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку — «Энума
Элит» («Когда Вверху»), — повествование начинается с сотворения мира.
Начало
этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых божеств
выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии, женского начала,
и Апсу (Абзу, по-шумерски) — мировой океан подземных пресных вод, у которого
был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум — Мумму. От соединения Апсу
и Тиамат возникли первые боги.
Идея,
высказанная таким аллегорическим образом, не потускнела за три десятка
столетий. Когда в начале XX века стала обретать популярность гипотеза о том,
что жизнь на нашей планете зародилась в океане («океан — колыбель жизни»),
почему-то не было учтено важное обстоятельство: в жидкой среде, даже при
случайном синтезе сложных органических молекул, они с той же легкостью
распадутся на составные части.
В наши
дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для создания живых
организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных частиц с жидкой
средой при участии какого-то организующего начала при постоянном притоке
энергии. Так может происходить, например, при выносе тончайших глинистых
частиц (опять все та же «первоматерия» — глина!) пресными подземными или
поверхностными водами в
океан
(моря). И если жизнь действительно некогда возникла на Земле, то этот процесс
мог скорее проходить по мифологическому «сценарию» аккадской поэмы, чем по
научным гипотезам, популярным в XX веке.
Итак, в
слиянии двух первичных океанов стали появляться более определенно
сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Ла-хаму. От них появились бог Аншар
и богиня Кишар, а от них — Ану (Ан), Энлиль и Эйя (Эа, Хайа, Энки). Все эти
боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и
сильно досаждали престарелым первобожествам. Апсу решил убить своих
неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот
замысел. Он заколдовал Мумму, взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния».
С помощью магических заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу
Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и
родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.
На
стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Ан-шара, имевшего четыре
глаза и четыре уха. (Правда, ,в мифах Двуречья судьба Аншара не так проста. По
мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его главный бог Ашшур (Аншар),
который и стал главным героем — вместо Мардука — ассирийской версии поэмы.)
Итак,
вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги становятся
или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна (Дамкина) обретает
черты богини Нин-хурсаг. В сказочно короткий срок Мардук становится самым смелым
и могучим из всех богов.
Тем
временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам (по
другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и сводящий на нет
ее власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов, скорпионо-людей, человеко-псов
и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу — самого
свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали
судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.
Испугались
боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасенью, но
никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда
выступил младший из них — Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами,
но в случае победы боги должны признать его своим господином.
Слова
его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных озадачили.
Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как смеет он
требовать власти над старшими богами?!
Семь
величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука. Утомившись
от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца, успокоили души.
Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову пропадали и
появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных напитков?). И тогда боги
решили вручить Мардуку символы власти, признать его царем. Он не стал
медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану сплел огромную сеть,
раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали семь бурь, а впереди его
сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Сама Тиамат встала
против него. Она разинула свою пасть, но он вогнал туда буйный ветер, от
которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек мечом,
вырезав сердце. Из верхней половины ее тела он создал небесный свод,
закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив
стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая
возможность небесным водам изливаться на землю.
Из
другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид полукруглой
чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил он бога Ану, а
земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать
воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во
владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день — Шамашу, богу
Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов
поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому
то, за что он ответственней.
Учредив
порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном
дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот.
Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах.
Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были
похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук
служить богам, которые с той поры живут беззаботно.
Правда,
в конце II тысячелетия до н.э. стал популярным миф о том, что абсолютное
господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они подговорили бога
войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть власти. Решил Эрра
уничтожить одно из лучших творений Мардука — людей, которые не поклоняются Эрру.
Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от
земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога
огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, которые потускнели якобы от
времени.
Мардук
поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который пообещал не
чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть, он тотчас наслал
на людей все беды — чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель
людей во всей Вавилонии и даже в столице, покровителем которой являлся
Мардук. И если бы не возвращение Мардука, не осталось бы на земле людей.
В этой
истории сделана попытка отделить зло и насилие от верховного бога, представить
его благодетелем людей, не имеющим никакого отношения к тем бедствиям,
злодеяниям несправедливостям, которые творятся на земле, а всю
ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна из первых версий
существования в мире добра и зла, носителями которых выступают антиподы — бог
и дьявол.
Другая
идея истории Мардука и Эрры — историософская: периоды процветания и
могущества государства сменяются краткими (сравнительно) периодами бедствий,
упадка. Такова реальная закономерность, которую можно наблюдать на примере
всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно, объяснение этому явлению не
столь наивно-простейшее, как сказочно представлено в мифе.
|