100 великих богов
Р. К. Баландин
Анну (Ан)
Так же
назывался и бог неба — один из наиболее чтимых и в то же время весьма
загадочных в пантеоне шумерских божеств. Предполагается, что в доисторические
(до письменности) времена он был просто олицетворением или названием неба.
По-видимому, тогда главой богов, их праматерью было женское божество. Недаром
в одном из древнейших мифов сказано: «Намму-праматерь, прародительница, всех
великих богов она созидательница».
Надо
заметить, что людям и сотню тысячелетий назад было известно, что рожать,
«создавать» себе подобных способны только женщины, а не мужчины. У многих
первобытных племен считалось, что роль мужчин в процессе зачатия
неопределенна или вообще сомнительна. И когда у египтян первобог вынужден
оплодотворять сам себя, этот противоестественный процесс имеет оправдание
лишь в том, что таким образом возвеличивается роль мужчины в сотворении богов
и людей. Иначе говоря, таким образом мужчины утверждали свое преимущество,
первенство перед женщинами.
Складывается
впечатление, что, возвеличивая богиню Намму, шумеры не только отдавали
должное своим более древним преданиям — времен матриархата, — но и проявляли
здравый смысл. Кстати, у пресмыкающихся существуют сообщества без мужских
особей (так называемый партеногенез — девственное размножение).
О
происхождении всего сущего шумеры предпочитали много не рассуждать, и об этом
в их мифах и сказаниях говорится и очень редко, и вскользь. Намму они
называли матерью, создавшей небо и землю. Возможно, она олицетворяла
первозданный океан. Но не исключено, что подобный замысловатый, многоплановый
образ — творение более поздних толкователей и пересказчиков мифов.
Вряд ли
понятие «океан» было близко сознанию и представлениям шумеров. Скорее всего,
праматерь была олицетворением жизни, а появление первой пары богов —
олицетворением мужского (небо) и женского (земля) начала. Тем более что
первые боги росли порознь: на горе — бог Ан, а богиня у подножья горы.
Возмужав и соединившись, они породили сначала могучего Энлиля, а затем и
других богов.
Не
отражает ли это предание то вполне правдоподобное обстоятельство, что
становление шумерской цивилизации произошло в результате объединения племен,
обитавших в низменной части Двуречья, и тех, которые спустились с окрестных
предгорий? Известно, что предки нередко превращались в мифологических
персонажей.
Однако
в одном из мифов как бы между прочим творцом всех божеств назван Ан: «На горе
Небес и Земли, когда Ан сотворил Аннунаков...» Здесь уже и вовсе не
упоминается женское начало. Возможно, таким образом заявил о себе
укоренившийся патриархат.
В
гимне, посвященном богу Энки, сказано: «Ан — отец твой, царь-владыка, семени испускатель,
он, что все на земле для людей устроил». В данном случае Ан выступает творцом
материального мира природы, который суждено созидать дальше богу Энки. С
другой стороны, знак «ан» у шумеров обозначал общее понятие «бог». В этом
смысле божественное небо могло символизировать духовное божественное начало
вообще, в отличие от земного, материального.
Есть
еще одно обстоятельство, которое благоприятствовало возвышению этого бога: он
был верховным божеством-покровителем города Урука. А этот город Южной
Месопотамии 5,5 тысячелетий назад был едва ли не самым «цивилизованным»
населенным пунктом не только в Двуречье, но и во всем мире. Он был построен
из кирпичей (высушенных на солнце), имел храмы, мастерские ремесленников,
торговые склады, четкую социальную структуру. По-видимому, именно здесь около
3300 г. до н.э. зародилась письменность.
Естественно,
первые записи носили утилитарный характер и были примитивными: на глиняные
таблички заносились названия товаров и указывалось их количество, отмечались
результаты торговых сделок. Это вовсе не означает, будто материальные
интересы имели приоритет перед духовными. Идеи передавались из поколения в
поколение устно, как драгоценности, а также выражались в форме произведений
изобразительного искусства.
Судя по
всему, возвышение Урука превратило Ана в общешумерского «отца богов»,
восседающего на небесном троне. Впрочем, особой активности он не проявлял
после того, как по его воле возникали сонмы богов. В более поздних аккадских
версиях несколько богов, олицетворяющих небесные светила, захотели лишить Ана
его единоличной власти (своеобразная аристократическая революция на небесах).
Ан проявляет бдительность и расторопность, послав семерку злых демонов против
бога Луны (Нанны). Они берут в плен Нанну, которого вызволяет другой могучий
бог Энки. В этом эпизоде нетрудно усмотреть аллегорическое описание лунного
затмения. В то же время заговор богов может свидетельствовать о недовольстве
ряда городов возвышением Урука (и соответственно его бога-покровителя).
В
некоторых мифах Ан уступает свой трон старшему сыну Эн-лилю, богу-покровителю
Ниппура. Возможно, это должно означать возвышение именно этого центра. И хотя
во всех мифологиях земной владыка уподоблялся небесному, в действительности
на судьбах богов отражались события, происходящие в обществе.
Шумеры
отличались здравым смыслом и не имели склонности к размышлениям о том, что
превышало их разумение, в частности _ о первоначале мироздания. Они
воспринимали природу как нечто извечно сущее, но не освещенное светом разума,
не осмысленное человеком. «По шумерским представлениям, — писал советский
мифолог В.А. Якобсон, — то, что «не имеет имени» не существует. «Назвать по
имени», «дать имя» — значит вызвать к жизни». В общем, это примерно то же,
что означало «творение словом», которое в Библии трактуется как создание из
ничего, а в более ранних мифологиях — из хаоса или, как у шумеров, из
неназванного, не осмысленного, не выраженного словом.
В одном
из древнейших шумерских текстов сказано: и «Ан господином был. Ан сиял — Ки
(земля. — Р.Б.) темна была, на подземный мир не смотрела... Ан и Ки вместе
были, В браке не состояли. Месяц не сиял — тьма все объяла...»
Получается,
что пребывала во тьме земля, еще не имевшая богов и людей, а значит, не
осмысленная никем. Впрочем, это объяснение не более чем догадка.
В более
позднем аккадском тексте, который использовали как заклинание от зубной боли,
все начинается от самого сотворения мира, которое описывается так:
После
того как Ану сотворил небо, Небо сотворило землю, Земля сотворила реки, Реки
сотворили каналы...
Здесь
уже намечен эволюционный ряд, последовательность творений. В принципе она
отвечает принятым ныне космогоническим представлениям, если под небом
подразумевать Космос, а Ану считать неведомыми космическими силами. Хотя о
Космосе (Вселенной) шумерские мифы умалчивают, выделяя только «ан-ки»
(небо-земля), которые вначале были нераздельны.
Надо
заметить, что такое разделение, а то и противопоставление (отличаются — как
небо и земля!) сохраняется у разных народов сотни и тысячи лет. А у шумеров,
как мы знаем, на небесах находился всевышний — Ан.
Только
в сравнительно поздних мифах Ан проявляет некоторую активность. В аккадском
предании о мудреце, жреце и колдуне Адапе, бог неба Ану был обеспокоен долгим
отсутствием Южного ветра. Ему доложили, что крылья ветру сломаны из -за
магического заклинания Адапы, у которого Южный Ветер потопил лодку, не дав
наловить рыбы для святилища бога Эа. Разгневанный Ану приказывает привести к
нему Адаггу и поначалу желает дать ему пищу и воду смерти. Эа
предусмотрительно советует Адапе не притрагиваться к еде и питью, которые
предложит Ану, Ада-па так и делает, не зная, что Ану сменил гнев на милость и
решил угостить мудреца пищей и водой жизни, благодаря которой человечество
обретет бессмертие. Отказавшись от такого дара, Ада-па лишил людей
бессмертия.
Как
видим, со временем образ бога неба не обрел каких-либо сверхобычных качеств,
оставшись подобием человека. О его отношениях с женой, богиней земли Ки, или
деятельности как демиурга ничего, в сущности, не известно. Шумеры видели
купол неба над головой и огромную низменность, на которой они трудились,
предпочитая размышлять о предметах и явлениях реальных, а не умозрительных.
|