100 великих богов
Р. К. Баландин
Первые боги
Как
возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги —
все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо удастся раскрыть. Мнений на
этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем считать бесспорным,
надежно обоснованным.
Факты,
добытые археологами, историками, исследователями древнейшего искусства и
этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся образа жизни,
занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей, которых мы считаем
первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели — представители так
называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду
относимся и мы).
Они
распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со временем
освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор орудиям
труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди
существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй, превосходили.
Прежде
кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека разумного —
неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остается неясным:
слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы жили
разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит,
чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись какие-то примитивные
формы натуралистического, предметного искусства (подобие современным
разновидностям поп-арта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать,
что они выработали представления о высших существах.
Первые
свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: наскальные
рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это — изображения
фантастических существ или стилизованные женские фигурки. Большинство
исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного искусства
отражают представления людей об окружающем мире и своем месте в нем.
Если бы
все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то смысл их оставался
бы неясен. Однако по материалам изучения племен первобытной культуры
известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще —
обожествленных предках, животных (реже — растениях, камнях), о неких человеко-богах
или бого-зверо-людях.
Характерная
черта искусства кроманьонских охотников: великолепные реалистические
изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди
почти всегда показаны схематично или искаженно. Почему? Вряд ли дело только в
узкой специализации художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в
профиль, верно отражающие оригинал?
Наиболее
правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения тех или иных
объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен архаичной культуры,
с которыми сталкивались европейцы.
Курьезный
случай, подтверждающий это, произошел с Н.Н. Миклухо-Маклаем. Его слуга,
туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать копии
людей, категорически запретил себя фотографировать. Миклухо-Маклай обещал
учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый решил сделать его
фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения.
Он
поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь туземец мог
проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый человек обрел
власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной
культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или
животным). Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой болезни,
депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии
определяется степенью веры в нее.
Но если
конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать, то этот
запрет распространялся на животных, а также, по-видимому, и на фантастические
существа или условно-символические образы мужчин и женщин. Из них определенно
выделяются два: человеко-звери и женщины с пышными формами.
|