100 великих богов
Р. К. Баландин
ДВУРЕЧЬЕ
(ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН)
Этот
обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как первоначальный
центр цивилизации. И если первые крупные государственные объединения сначала
возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые очаги производящего
хозяйства и поселения городского типа оформились в низкогорьях, обрамляющих
долину Тигра и Евфрата (а также на полуострове Малая Азия и восточном Присредиземноморье).
Особенности
духовной культуры и, в частности, религиозных воззрений во многом
определяются своеобразием природной обстановки. Ее принято рассматривать
подобием сценической площадки, на которой разворачивается трагикомедия
человеческого бытия. Но в действительности именно природа является одним из
активных участников этого действа. Она меняется под влиянием деятельности
человека, и это влечет за собой изменения хозяйственного уклада, материальной
культуры, верований.
Например,
на Ближнем Востоке около десяти тысячелетий назад преобладали культы,
связанные с мужским началом и охотой на крупных млекопитающих. Наиболее часто
культовым символом выступал дикий бык. Однако со временем — если судить по
множеству глиняных и каменных фигурок — на первый план вышел образ
божественной богини-матери. Тогда же происходил переход от присваивающего
(охота, рыболовство, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие,
скотоводство).
Нет
оснований сомневаться в том, что эти изменения в материальной и духовной
культуре происходили одновременно, были взаимообусловлены. Прежде ученые
склонны были видеть первопричину подобной эволюции в изменениях климата. Мол,
заканчивался ледниковый период, началось глобальное потепление и повышение
уровня Мирового океана, перестройка климатической зональности... Подобные
умозрительные рассуждения не подтверждаются материалами палеоклиматических и
палеонтологических исследований. Напротив, выявилась очевидная связь
распространения человека в Новом Свете, Австралии, на островах и последующего
резкого уменьшения здесь количества и разнообразия крупных млекопитающих,
птиц.
Конечно,
для нашей темы эта проблема не принципиальна. Однако она позволяет, как мы
позже убедимся, понять некоторые особенности «бытия богов», а также по-новому
осмыслить суть знаменитого предания о всемирном потопе.
В
отличие от долины Нила, которую ежегодно «удобряет» плодородный ил,
наводнения Тигра и Евфрата чаще всего носят катастрофический характер. Это
обстоятельство, безусловно, влияло на развитие цивилизации в данном регионе.
Долина Нила протягивается единой широкой полосой через сравнительно
малолюдные опустыненные районы. В Двуречье, напротив, окультуренные земли
располагались отдельными очагами, а на окружающих территориях обитали
разнообразные племена и народы, постоянно вторгавшиеся в пределы этих очагов
цивилизации, которые нередко враждовали между собой.
Подобная
разобщенность и частые конфликты никак не способствовали созданию единого
пантеона богов с более или менее определенной Иерархией, хотя некоторые
великие боги переходили из века в век и от народа к народу, так же как
отдельные предания. Такую устойчивость верований можно объяснить как
относительным единством духовного разных народов и рас, так и единством —
тоже относительным — природной обстановки.
Цивилизация
в Месопотамии (Двуречье) распространялась, как мы уже говорили, от предгорий в
долину по мере оскудения природных ресурсов (сведения лесов, истощения почв,
эрозии земель). В долине устойчивое оседлое земледелие и скотоводство были
возможны на основе орошения, регулирования течения рек. Этим занимались
шумеры, которые относятся к древнейшему населению региона (досемитическому).
Существовали отдельные общины, поселения городского типа, окруженные
сельскохозяйственными угодьями. У каждой общины был свой местный
бог-покровитель. Единой системы богов у них не было.
Во
взаимоотношениях богов многое зависело от социально-политических
обстоятельств. Так, небольшой поселок Гирсу имел своего покровителя — Нингирсу.
Когда это поселение вошло в объединение, где самым крупным населенным пунктом
был город Ла-гаш, Нингирсу (по неясным причинам) стал общим
богом-покровителем. Когда к объединению примкнул поселок, где чтили богиню Бау,
то ее стали считать женой Нингирсу.
Религиозные
воззрения, игравшие важную роль в духовном единении, имели общественный
характер (прежде преобладали семейные божества), о чем свидетельствуют
развалины храмов, обычно возводившихся на одном и том же месте с самого
раннего периода (шесть-восемь тысячелетий назад). Постепенно, благодаря
торговым и культурным связям между общинами, стали оформляться единые образы
великих богов и культурных героев.
В
отличие от Египта, в этом регионе боги имели облик людей или, реже, зверей и
рыб с человеческими головами (в Египте подобные боги имели головы животных).
Чем объяснить такое различие? Возможно тем, что в Египте первоосновой
хозяйства в глубокой древности были охота и скотоводство, тогда как в Двуречье
— поливное земледелие.
«Интересно,
— пишет шумеролог В.К. Афанасьева, — какими представляли себе всемогущих
богов шумеры. Мир чувств этих богов подчеркнуто низменен и груб. Они не
только велики, но и ужасны. Как и боги античности, они наделены всяческими
человеческими слабостями. Они создают людей в пьяном виде; из-за одного
каприза они способны погубить все живое, они грязны и неопрятны; так, бог Энки
из-под ногтя, окрашенного в красный цвет, извлекает глину и создает
неопрятное, мерзкое существо».
Относительно
пьянства мифология Египта тоже далека от идеала. Вспоминается эпизод, когда
пришлось устроить поистине «пивной потоп» для того, чтобы богиня-львица Хатор-Сехмет
допилась до того, что перестала узнавать людей. То, что боги Двуречья грязны,
а точнее сказать, вынуждены возиться в глине, тоже не удивительно. Обилие
камня в Египте предоставляло прекрасную возможность строить величественные
храмы, пирамиды, дворцы. Обширная Месопотамская низменность вынуждала людей
изготавливать строительный материал из глины. Необходимость выкапывать и
регулярно расчищать каналы тоже заставляла «возиться в грязи», работая
мотыгой.
Кстати,
об этом превосходно сказано в замечательной шумерской поэме о споре Мотыги с
Плугом. Плуг похваляется своим величием, тем, что царь держит его рукоять и
ради плуга впрягает в ярмо быков, тогда как по сторонам толпится знать, а
народ веселится и ликует (кстати говоря, употребляя хмельные напитки). Так,
по-видимому, праздновали в Шумере начало земледельческих работ. А Мотыга, как
брезгливо говорит Плуг, постоянно в грязи копошится и, подобно кирпичной
форме, всегда грязна, копая колодцы и роя канавы. Она недостойна царской
руки!
В ответ
Мотыга перечисляет Плугу многообразные работы, которые она выполняет, а
прежде всего — регулируя воду на полях и подготавливая их к пахоте, а также
активно участвуя в строительстве. Даже для мореходства она приносит великую
пользу, добывая и используя вар, готовя смолу. Наконец ведь сам Энлиль,
взявшись за Мотыгу, отделил небо от земли! Тут уже не остается сомнения в
том, что Мотыга превосходнее Плуга.
...Когда
современный горожанин говорит «грязь», не следует забывать, что для
земледельца это может быть великолепным черноземом, а для строителя —
прекрасным строительным материалом. Между прочим, глина — хорошее моющее и
отбеливающее средство (безусловно, не всякая).
И еще
одно замечание. Природные условия и географическое положение Двуречья во
многом определяли суровость быта и нравов местного населения (в отличие от
жителей долины Нила). Здесь часты были жестокие войны — в отчаянной борьбе за
выживание и сохранение земельных угодий, оросительных систем; нередко сюда
вторгались кочевники, порой объединявшиеся в достаточно крупные армады.
По
сравнению с нильской долиной земли Двуречья подвержены эрозии, засолению, а
почвы со временем деградируют. В результате перевыпаса или выхода из строя
ирригационных систем, изменений речного русла хозяйство приходит в упадок, а
пустыни расширяют свои пределы.
Помимо
природы на характере духовной культуры существенно сказываются
интеллектуальные, эмоциональные, нравственные особенности людей. Однако в
этом отношении основы духовного мира человека оказались удивительно устойчивыми.
Порой создается впечатление, что менялись одежды, быт и нравы, а человеческие
типы переходили из тысячелетия в тысячелетие почти не меняясь, а изменчивым
было лишь количественное соотношение этих типов.
Чтобы
убедиться в этом, достаточно обратиться к некоторым высказываниям,
запечатленным клинописью на глиняных табличках в Древнем Двуречье и поныне не
утратившим актуальности:
— О
сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
—
Взять в долг так же [легко], как заняться любовью, но возвращать его так же
тяжело, как вынашивать ребенка.
—
Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека сочтены,
все дела его лишь ветер.
—
Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и
великих. Какие из них принадлежали святым, а какие — грешникам ?
— Будь
справедлив к своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни.
— Есть
и царь над тобой, и правитель, но бойся сборщика налогов.
— Кто
роет другому яму, сам в нее попадет.
— Не
позволяй наступать тебе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить тебе на
шею.
—
Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым вино пить.
— Не
будь без меры сладок, чтоб тебя не проглотили. Не будь без меры горек, чтоб
тебя не выплюнули.
|