100 великих богов
Р. К. Баландин
Тот
От
большинства богов он отличается тем, что наименее противоречив. Он — бог
мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых
воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона».
Тота
называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса»,
«изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или
«слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у египтян была чрезвычайно
велика. В одном из текстов повествуется в книге, написанной самим Тотом и
содержащей две словесные формулы. «Первая зачарует (заколдует) небеса, землю,
подземный мир, море и горы; с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб,
ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность
человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле» (воскресит умершего).
Как
видим, надежда на всемогущие формулы была характерна еще в очень давние
времена, и в нашу эпоху она возродилась как вера во всемогущество научных
формул. Правда, древние придавали огромное значение именно божественному
Слову, тогда как теперь слово обесценивается с каждым десятилетием.
«Так
как он был властелином книг и владыкой речи, — писал У. Бадж, — считалось,
что он владеет всеми знаниями — человеческими и божественными. При сотворении
мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и неведомой
созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир».
Являясь
олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде «слова
власти», магические заклинания, благодаря которым она смогла воскресить
Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом. Кстати, важно было не только
знать «слова власти», но и произносить их без запинки, определенным образом.
И всему этому Тот обучил Исиду.
В Книге
Мертвых Тот, обращаясь к Осирису, произносит:
«Я —
Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного завершения то,
что он делает, могущественный обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов
Лет, властелин законов, покоритель двух земель...» Нередко его называли
«владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран». Почему? Об этом остается
только догадываться. Возможно, какие-то важные знания жители долины Нила
почерпнули у обитателей окрестных земель еще в те времена, когда на месте
Сахары преобладали саванны, то есть более пяти тысячелетий назад.
Священными
животными Тота были павиан и ибис. На изображениях Тот нередко держал
пальмовую ветвь — символ его власти над временем. Считалось, что он выделил
годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил отмечать дни рождения и смерти, а
также вести летописи.
Очень
важное место отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге Мертвых сказано,
что умерший попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что темнее
самой темной ночи, и люди блуждают в ней без помощи». Умерший обращается к
богу Тоту с просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды,
воздуха, удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие
сердца вместо лепешек и пива». Показательно, что египтяне так высоко ценили
именно «спокойствие сердца», а не те материальные блага, на которые стали так
падки представители современной технической цивилизации.
Умерший,
после череды испытаний и магических слов, предстает перед Тотом и просит
заступиться за его новопреставленную душу перед богом. «Каким пребываешь ты
здесь?» — спрашивает Тот. «Я очистился от зла, защищен от гибельных дел тех,
кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», — отвечает умерший.
Астрономические
наблюдения, чтение и письмо, арифметичес-. кие вычисления, знание календарных
дат — все эти премудрости египетские жрецы держали в тайне от непосвященных.
Заклинания были для них порой способом воздействия на сознание (и
подсознание) людей. Но не менее часто ритуалы и заклинания служили прикрытием
для использования положительных знаний: медицинских, астрономических,
естественнонаучных.
Тот
почитался как покровитель не только жрецов и магов, но и представителей всех
интеллектуальных профессий. В период упадка египетской культуры на первый
план вышли оккультные «знания», связанные с магическими заклинаниями,
астрологией и алхимией. В античное время функции Тота унаследовал греческий
бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу
мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было
особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов.
Женой Тота
была богиня истины и порядка Маат.
Надо
подчеркнуть, что культ Тота показывает, какое большое значение придавали
египтяне духовной культуре, знаниям, интеллекту. Не в этом ли был залог
великих достижений египетской культуры, проникнутой светлым мировоззрением,
несмотря на культ мертвых (или — благодаря ему?).
Есть
еще один аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он олицетворял
два очень разных вида знания: рациональное, которое можно сопоставить с
наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что мы называем
интуицией, проявлением подсознания. В первом случае речь идет о подлинном
знании, а во втором — о стремлении преодолеть незнание, в чем призвана помочь
религия.
«Однако
не сумма знаний определяет качество интеллекта, — справедливо отмечал Р. Антее.
— Истинным критерием разума человека, очевидно, является вопрос, сознает ли
он пределы своего знания. Он должен знать свое место в том, что касается
рассудка, и в том, что связано с религиозным верованием. В общем, египетская
история заставляет думать, что около 3000 (г.) до н.э. в Египте «магический
разум» и «рациональный разум», т.е. религиозный и логический способы
мышления, были более уравновешены, чем около 1000 г. до н.э. или даже в
современном мире. Древнейшие египтяне пользовались разумом в самой высокой
степени там, где это было нужно, и с должным уважением подходили к тому, что
превышало их разумение».
Таков
общий закон развития общественных систем. В период расцвета интеллектуальной
жизни сохраняется гармония между рациональным знанием и мистикой, наукой и
религией. Со временем рациональные знания начинают преобладать, а религия
превращается в формальность, механическое исполнение ритуалов. А затем, в
период кризиса и упадка, люди начинают уповать на мистику, неведомые силы, на
чудо. В Египте такая смена эпох происходила несколько раз (в нашей стране — тоже).
|