100 великих богов
Р. К. Баландин
ХАТОР (ХАТХОР)
Эта
богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она
была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между
рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной
корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как
свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она
почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она
отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?),
с Сехмет — богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В
таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное
триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).
Чаще
всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с
львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей...
Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.
В одном
из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили
недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра), боги
посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих
злое... и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла
богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в
мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».
Сказала
богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».
Сказал
его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление.
Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет»
означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание,
невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе,
становится качеством и именем богини: Хатор-Сехмет.
Слово
сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать
людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к
людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а
также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и
оно стало подобным крови.
Было
приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество Ра и
сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал
Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».
Его
величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи,
чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были
полны поля влагой до четырех мер (в высоту)...
Утром
пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила
она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.
И
сказал Ра богине этой:
«Иди в
мире, о богиня могучая».
Таков
миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не
просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать
людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами,
но и с людьми.
Более
того, пьянство, судя по всему, не считалось чем-то постыдным. Ведь пьяные
египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с
действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже
о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.
Есть у
мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится — в аллегорической форме —
о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны
для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии.
Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были
особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе
(одно из них вошло в Библию).
Основная
область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены
тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную
стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения
в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом
плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной
водой, может идти речь?
Об этом
нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила — основного
водного потока — расположена в зоне широкого распространения красноземов.
Пять-шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого
района находились саванны, а на месте нынешних саванн — леса. Охотники, а
затем скотоводы-кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и
вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате
началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в
огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых
притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.
Это
явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с
окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда
возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных
наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления
случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни
взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в
Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше.
Теперь уже<«красные разливы» Нила остались только в преданиях.
Изменилось
к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда-то катастрофические
нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные
периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в
покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и
дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не
только на Руси веселье было связано и с питием).
Важную
роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их
животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения
которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий
удачу.
В конце
Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки — с Афродитой.
|