100 великих богов
Р. К. Баландин
СЕТ
Едва ли
не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и
злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху).
Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они
могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими
отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью,
завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье.
Хотя и
в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических
несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего он
выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог
пустыни, враждебных «чужих стран».
По
своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим
ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок — Нефтида —
по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения Сет мог
претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего брата. Жажда
власти подвигла Сета на преступление — убийство Осириса. По одной из версий,
жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и
покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета
к Осирису.
Для
такого предположения есть основания. В одной из наиболее замечательных легенд
Древнего Египта — «О двух братьях» действие разворачивается и на земле, среди
людей, и в мире богов. Главные герои имеют имена богов: Анупу (Анубис) и Бата
— пастух, в последствии принимающий облик быка (хотя поначалу его уподобляют
быку по силе и выносливости). Коварная жена Анупу после неудачной попытки
соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат в порыве ревности едва не
убивает младшего брата...
Эту
историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как видоизменяются
мифы и легенды, какими непростыми связями они могут переплетаться между
собой. Тем более что существуют «типовые», так называемые бродячие сюжеты,
переходящие из века в век, из страны в страну. Один из них и связан с той
борьбой за трон, которая образует центральное ядро истории Сета и Осириса.
Ничего
не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в расписной ящик).
Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись змеей. Однако
ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего египетский трон не по
праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око.
Тут
опять требуются отступление и пояснение. В данном случае Око написано с
заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный, но и волшебный,
божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком — Луну). Однако
мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Его
носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек приобретал
благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего силу,
бодрость, здоровье, безопасность.
По
мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение которого
прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к головному платку. Этот
символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим фараона и
обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В таком случае
тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как
время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой стороны, возвышение
Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения
чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако
в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное, предельно
логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать не только
земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна,
а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом... А
впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не
связаны между собой единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и
характеров. Это — не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные
повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются
— порой в причудливой поэтической или фантастической форме — текущие события
тех далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа,
вводит порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в
совокупности не обладают такими качествами.
Тем не менее
в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении, их анализ дает
интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал, что многие мифы и
легенды относились к разряду развлекательных сочинений. «Наиболее изощренный
и пространный образец такого рода литературы, — писал он, — история борьбы
Гора и Сета за право царствования в Египте. Она значительно расширяет наши
знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на
которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она
проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования.
Все действующие лица этой истории — божественные существа, как этого и
следует ожидать в египетском тексте, но все они совершенно подобны людям,
включая волшебницу Исиду.
Центром
повествования является судебный процесс между неуклюжим, мужиковатым парнем
Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому
помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется, разумеется,
из-за наследия Осириса — царской власти, которую Гор и Исида требуют по
закону, а Сет — по праву сильного... Рассказ начинается с решения суда, и оно
же в конце концов счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве
царя Египта. Характерная черта концовки — появление Сета, примирившегося со
своей судьбой... Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется,
и его назначают к Ра... чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным
бойцом в солнечной ладье».
Показательно,
что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются
многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные
судебные процессы и волокиту. Один из мелких божков (из числа судей)
оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока
приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его
рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет
Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида.
Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но
Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком,
для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета,
но тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор
обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз
помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование — на
ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит,
как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который
свидетельствует в пользу своего сына Гора.
По
мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только известное
явление природы — борьба злых сил пустыни с плодородием долины, — но и
социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное
начало против родового)». Как видим, эти версии не столько отрицают, сколько
дополняют то объяснение, которое было предложено Антесом. Ведь даже если данный
миф — преимущественно литературное, а отчасти сатирическое произведение, в
нем могли проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя,
связана с разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.
Фараоны
второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой
версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где преобладают пустыни), а Гор —
Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не был воплощением зла и
коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасе-
ние Ра
от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет поражал гарпуном
этого врага.
Главными
священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а
также антилопа, жираф.
При
нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, чуждого
нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии и
означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты
злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его порой отождествляли с Апопом!
Подобные
«перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры. Считается, что и
те животные, которые первоначально почитались как священные (отголоски тотемических
верований) и мясо которых по этой причине запрещалось к употреблению,
впоследствии превращались в «грязных», «нечистых», не угодных богам
(возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками).
Как
видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были присущи
противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не символов. Со
временем, однако, происходило отдаление образов богов от людей (а также,
добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить своей особенной жизнью,
а противоречивые предания о них потребовали определенной упорядоченности. В
результате образ Сета, в частности, превратился в олицетворение зла,
приближаясь к образу библейского Сатаны.
В этом
смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего
опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около
десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего —
выжиганием и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно
творил и образ злого и жестокого божества, которое воплощало не столько
природные, сколько человеческие черты.
|